ЧЕЧНЯ. А знаете ли Вы, что в самом начале своей карьеры Махмуд был просто спецпереселенцем и общество чуть было не лишилось будущего «чародея танца»? В годы депортации в столице Киргизии был организован Кавказский ансамбль песни и пляски, который давал концерты среди спецпоселенцев, в том числе и в Казахстане. В те годы и произошла любопытная история, которая чуть было серьезно не повлияла на его судьбу.
Штамп в паспорте. Он всегда был гордым человеком, а тут власти стали заставлять его как чеченца еженедельно «расписываться» – отмечаться в милиции. Это его возмутило, и он наотрез отказался. За этот протест Эсамбаев получил штамп в паспорте, что может проживать только во Фрунзе. Артист демонстративно вырвал эту страницу и за это получил наказание - Его и других непокорных выслали в далекое селение Бурулдай, где он сплавлял лес.
Горный Бурулдай. Везли на открытом грузовике. В дорогу ему чудом передали узел со съестным и двести рублей денег. Их везли долго. Наконец, сделали остановку у какой-то столовой. Ни у кого, кроме Махмуда, ничего не было, и он не раздумывая, отдал пищу и деньги всем. Сам же, оставшись без ничего, три дня ничего не ел, ночуя на станции в Бурулдае. Пожилая еврейская женщина, работавшая поваром в столовой, пожалела Махмуда, привела его к себе домой и, несмотря на все отказы, накормила его и оставила жить у себя.
Письмо "отцу народов". Тем временем, кто-то посоветовал Махмуду написать письмо Сталину, приложить все свои ордена и медали, грамоты и благодарности. Махмуд очень не хотел этого делать, но из-за семьи, которая переслилась вследза ним, написал. Как ни странно, письмо дошло ! Сталин написал визу: «Не трогать. Вернуть», и Махмуд с семьей вернулась в город Фрунзе, где и прожил до 1958 года.
К слову, как только закончилась ссылка (в 1957 г.) он и был удостоен своего первого звания - народного артиста Киргизской ССР.