Александр Васильевич Суворов (1730-1800 гг.) — великий полководец, генералиссимус русской армии. Родился он 13(24) ноября 1730 г. в Москве. Отец Суворова начал службу в должности денщика и переводчика при Петре I, а закончил ее генерал-аншефом, членом Военной коллегии, сенатором.
В 1768-1772 гг. под руководством Суворова русские войска нанесли поражение польским конфедератам. С 1770 г. он был произведен в генералы. Битва в Столовичах сделала Суворова известным всей Европе — сам Фридрих II обратил на него внимание, советуя полякам остерегаться этого внешне неприметного генерала. За "совершенное разбитие литовского гетмана графа Огинско-го" Суворов был удостоен ордена Св.Александра Невского. Затем сбылось его желание — он получил назначение в 1-ю армию, к П.А. Румянцеву.
Прибыв на русско-турецкий театр военных действий, Суворов не замедлил на деле показать свои полководческие способности: 10 мая и 17 июня 1773 г. осуществил две победоносные вылазки на Туртукай с переправой через Дунай, 3 сентября одержал победу над турками у Гирсова, а в следующем году 9 июня наголову разгромил их при Козиудже. Эти победы в значительной степени повлияли на исход русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и на заключение мира в Кючук-Кайнарджи. В том же 1774 г. Суворов был отозван к графу Петру Панину — на подавление крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, принявшего угрожающий для правительства размах. 15 сентября он доставил Пугачева под конвоем в г. Симбирск.
С 1777 г. Суворов — командующий Кубанским корпусом; строил укрепления по Кубанской линии. В январе 1780 г. направлен в Астрахань. С 1782 г. вновь назначен командующим в Крыму и на Кубани; спустя год "приводил в покорность" ногайцев. С 1784 г. — командир Владимирской, а с 1785 г. — С.Петербургской дивизии. Крупными событиями в русской истории стали блестящие победы русских войск над турками, одержанные под предводительством Суворова в период 1787-1791 гг. Сражение на Кинбурнской косе, осада Очакова, поражение армии Осман-паши при Фокшанах, разгром войск турецкого визиря Юсуф-паши на берегах Рымника и, наконец, блистательный штурм Измаила — эти яркие страницы полководческой деятельности Суворова не только явились неожиданным сюрпризом для всей Европы, но и стали одной из главных причин, заставивших Турцию подписать с Россией Ясский мирный договор. За победы Суворова на р. Рымник (у неприятеля было в 4 раза больше войск, чем у Суворова) ему был присвоен титул графа Рымникского и дан орден Георгия 1-го класса.
С 1792 г. Суворов — командующий войсками юга России; в августе 1794 г. участвовал в подавлении Польского освободительного восстания. В ноябре 1794 г. ему присвоено звание "генерал-фельдмаршал". С 1797 г. находился в опале, откуда был, так сказать, "востребован" для участия в военных действиях в Италии. Итальянский и Швейцарский походы Суворова стали легендой — они увенчали полководца новой славой. Павел I отмечал в октябре 1799 г.: "Побеждая повсюду и во всю жизнь вашу врагов отечества, недоставало вам одного рода славы — преодолеть и самую природу. Но вы и над нею одержали ныне верх". В ознаменование заслуг Суворова Павел пожаловал ему титул князя Италийского и звание генералиссимуса. В рескрипте от 29 октября 1799 г., которым объявлялось эта награда, император указывал: "Награждая вас по мере признательности Моей и ставя на высший степень, чести и геройству представленный, уверен, что возвожу на оный знаменитейшего полководца сего и других веков". 6 (18) мая 1800 г. престарелый А.В. Суворов скончался в Петербурге. На могиле, вместо его многочисленных громких титулов и званий — скромная надпись в три слова: "ЗДЕСЬ ЛЕЖИТ СУВОРОВ".
Спектр мнений о роли пребывания А.В. Суворова на Кубани в 70-х — 80-х гг. XVIII в. весьма широк. Одни расценивают его деяния здесь как подвиг во славу русского оружия, особо отмечая при этом дипломатические способности будущего генералиссимуса. Вот, например, мнение профессора-историка Кубанского университета В.Н. Ратушняка: "На Кубани Суворов проявил себя как мудрый политик и дипломат". Такого же мнения придерживается и В.А. Соловьев (1990): "Успешные действия Суворова на Кубани способствовали еще большему укреплению авторитета России. Летом 1783 г. он блестяще проявил свои способности как дипломат, проводя церемонию добровольного присоединения правобережья Кубани к России". Это с одной стороны. Если же спросить отдаленных потомков кубанских ногайцев, несколько тысяч которых были уничтожены А.В. Суворовым в 1783 г., а остатки принудительно выселены чуть ли не в Уральские степи, — здесь думается, оценка будущего генералиссимуса будет несколько иной. Да и горцам-адыгам есть что вспомнить о времени его пребывания на Кубани. Не случайно так долго и трудно решался (но так и не решился) вопрос с возведением памятника Суворову в казачьей столице.