ЧЕЧНЯ. В статье «Чеченец С-М. Хасиев в поисках мудрости» ведущий научный сотрудник Институтата философии РАН Ян Чеснов, пытаясь обозреть деятельность Сайд-Магомеда Хасиева, пишет:
«Нашел затерявшуюся в малотиражных изданиях статью о счете в традиционной чеченской культуре. Это подлинный вклад в мировое естествознание и гуманитарию – за такое надо Нобелевскую премию давать. Оказалось, что чеченцы знали изощренные системы исчисления времени с краткими и длинными периодами времени. Знали, что время разнокачественно, что только-только начинает понимать современная физическая наука. Умели это выразить простыми, находящимися под рукой средствами, например, частями туши животного. Той же кистью руки, на которой увидели цифры до 99».
Что же еще наработал этнограф С-М.Хасиев в науке? Прежде всего, это работа о земледелии чеченцев и ингушей. Из нее ученый мир узнал, что первобытные горцы знали изощренные методы полеводства, сбалансированные экологически. Существовало искусственное орошение сенокосов. Далее Хасиев обратился в традиционным методам животноводства, где тоже обнаружил щадящие способы дойки и другие, как теперь говорят, высокотехнологичные приемы. Даже дикорастущие яблони были привиты культурными сортами. Есть очерки ремесел, жилищной культуры и много еще чего другого, что ушло в небытие, но Хасиевым сохранено для будущих поколений.
Наконец, громадный пласт этических исследований о чести, достоинстве человека, о долге и семейных обязанностях, рождении всего прекрасного из чувства любви - к женщине, детям, к Родине, к людям - независимо от национальности. И снова к оценке Яна Чеснова, который называет Хасиева своим другом: «Этнография, которой занимается Хасиев, причастна к мудрости. Он философ в этнографии. Иначе говоря, он крупнейший представитель философской антропологии на Кавказе. Что все-таки делает С-М. Хасиев? Все очень просто.Он продолжает открывать миру чеченцев, что в свое время начал делать гений человечества Лев Толстой».