24 января во всем мире отмечается День образования. Эта дата была установлена резолюцией Генассамблеей ООН 3 декабря 2018-го по инициативе Нигерии и еще 58 стран – членов организации. «Образование – наиболее действенный из имеющихся в нашем распоряжении инструментов для существенного улучшения состояния здоровья населения, стимулирования экономического роста, задействования скрытых возможностей и внедрения инноваций», – отметила генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле.
Согласно данным ООН, в настоящее время 262 миллиона детей и подростков в мире не посещают школу, 617 миллионов не обладают навыками чтения и счета.
Согласно информационному бюллетеню правительства Республики Арцах (НКР), по состоянию на 22 января в условиях продолжающейся блокады Азербайджаном Лачинского коридора (единственной связывающей Арцах с Арменией дороги. – Ред.), периодических отключений азербайджанской стороной газа, повреждения ею единственной высоковольтной электролинии Горис-Степанакерт:
• 41 детсад, 56 дошкольных групп, 20 школ с режимом продленного дня закрыты из-за острой нехватки продуктов питания.
• 6.828 детей лишены возможности посещать детсады, дошкольные группы общеобразовательных школ, а также школы с режимом продленного дня.
• В 117 школах приостановлен учебный процесс из-за отсутствия электроэнергии и газоснабжения, 20.000 детей в Арцахе лишены права на образование.
На сайте ООН приводится ряд сведений об образовании:
Образование — это право человека, общественное благо и обязанность общества.
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 24 января Международным днем образования в ознаменование роли образования для мира и развития.
Образование является правом каждого человека
Право на образование закреплено в Статье 26 Всеобщей декларации прав человека. Она призывает к обеспечению бесплатного начального образования. А Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 году, содержит положение об обязанности государств обеспечивать доступность высшего образования для всех.
Образование является ключевым фактором устойчивого развития
Приняв Повестку дня на период до 2030 года в сентябре 2015 года, мировое сообщество признало тот факт, что образование является ключевым фактором в достижении всех 17 целей в области устойчивого развития. А Цель 4, в частности, предусматривает обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
Проблемы в области обеспечения всеобщего образования
Образование предоставляет возможность выбраться из нищеты и обеспечить благосостояние в будущем. Однако в настоящее время 244 миллиона детей и подростков не посещают школу; 617 миллионов детей и подростков не обладают элементарными навыками чтения и математики; менее 40% девочек в странах Африки к югу от Сахары получают начальное среднее образование и около четырех миллионов детей и молодых людей из числа беженцев не посещают школу. Их право на образование нарушается, что недопустимо.
Без обеспечения инклюзивного и справедливого качественного образования и предоставления возможностей для обучения на протяжении всей жизни для всех, страны не смогут достичь гендерного равенства и разорвать круг нищеты, оставляющий позади миллионы детей, молодых людей и взрослых.
На главном фото — 12-летняя Наздана, она хочет стать журналистом, когда вырастет. Она одна из 32 учениц, посещающих занятия в центре ускоренного обучения в Афганистане при поддержке ЮНИСЕФ и финансировании Республики Корея.