ЧЕЧНЯ. Каим-Хаджи Ахаев (Охаев; Iаьх-Хьажи воI КIаим-Хьажа) (1875-1944) чеченский религиозный и общественный деятель, богослов, сподвижник Узуна-Хаджи, генерал-майор и министр двора Северо-Кавкаского эмирата в 1919-1920 гг. Родился в 1875 г. в местечке Ариэште селения Нижалой из Нижнего Чеберлоя Аргунского округа Терской области, в семье коренного жителя по имени Аха. По тайпу он был Нижало из ветки «ГӀези гар».
Из Нижалой вышло несколько известных богословов, а двоим из них в своё время, по воле судьбы, дали одно имя - Каим, они также получили и одинаковые клички Гаи. Как правило, в чеченской среде не принято называть по имени старшего по возрасту, особенно, если касается уважаемых людей. Двух Каимов-Хаджи отличали или по возрасту, или по месту рождения, или по тайпу, так как старший был родом из села Ригах, хотя издавна проживал в селе Нижалой.
В возрасте 7 лет Каим был отдан богослову из Дагестана для изучения исламской религии. Первым учителем его был Узун-хаджи Салтинский. Он получил полное духовное образование, придерживался правил суфийского тариката Накшбандия. Всю жизнь поддерживал дружбу со своим учителем Узун-хаджи. В Чечне они не расставались до самой смерти Узуна-Хаджи (март 1920 г.). Был его соратником и переводчиком. Узун-хаджи девять раз совершил Хадж в Святую Мекку, и каждый раз сопровождал его и Каим-Хаджи.
В марте 1917 г. был избран комиссаром 5-го (Шаро-Аргунского) участка Веденского округа Терской области.[1]
В конце мая 1919 г. в селе Ботлих Узун-Хаджи собрал большой маджлис, где был избран имамом Дагестана и Чечни, а резиденцией имамата было избрано Ведено. Каим-Хаджи Ахаев был назначен "министром двора" Северо-Кавказского эмирата (1919-1920). [2]
В конце марта 1920 г. Узун-Хаджи скончался, по его завещанию Каим-Хаджи похоронил эмира в Ведено, хуторе Шамиля.
В 1938 г. Каим-хаджи был осужден на 5 лет. Обвинение строилось по доносу на том, что в местах скопления людей проводит агитации против Советской власти, и является врагом народа.
Cмерть этого богослова окутана тайной. Через три года после ареста Каим-Хаджи в семью Ахаевых пришло первое известие, что он умер в тюрьме. Как ни странно, домой привезли только его шапку и фуфайку, но не самого покойника. В родовое село Нижалой потянулось много народа, чтобы выразить соболезнование. Известие второе пришло позже, оно всё время дополнялось новыми деталями и включало следующую информацию: в тюрьме Каим-хаджи попал в больницу, где лечащим врачом был российский мусульманин, предположительно татарин или башкир, который проникся уважением к единоверцу. Врач был впечатлён его иманом, красивой внешностью и спокойствием. Он сказал, что всем существующим по человеческим законам должен ему помочь, и может сделать в данном случае только одно: списать, как умершего заключённого, и вывезти за пределы тюрьмы. Возможно, в те суровые годы, в северной глубинке такое могло иметь место. «Ты должен уехать отсюда, но только не на свою родину, а в другую сторону», - сказал он. Каим-хаджи выбрал Бухару и добрался до неё под именем Ахмад. По информации, полученной дочерью Каим-Хаджи Маймунат от старожила из Бухары, там проживал шейх-Ахмад чеченской национальности, который гипотетически может быть только Каим-Хаджи. Он подружился с единоверцами, и был очень уважаемым шейхом. Умер примерно в июне 1944 года, похоронили на кладбище в окрестностях Бухары.
Литература:
1) Музаев Т. М. Союз горцев: русская революция и народы Северного Кавказа, 1917 - март 1918 года. - Нальчик: Печатный двор, 2012. - 608 с. 2) Революционный Восток: журнал Научно-исследовательской ассоциации при коммунистическом университете трудящихся Востока им. И. В. Сталина. Москва : Коммунистический ун-т трудящихся Востока им. И. В. Сталина. №4-5, 1928 год. 3) Шавлаева Т.М. Духовенство Исторической области Чечни Чеберлой: Каим-Хаджи Ахаев./ ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТИ ИСЛАМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ XXI ВЕКА. Материалы XII Международной научно-практической конференции, приуроченной к 30-летию открытия первого в постсоветском пространстве мусульманского медресе при ЦДУМ России имени Ризаэтдина бинэ Фахретдина. 23-24 октября 2019 г. Т. 2.г.Уфа