ЧЕЧНЯ. Как развивается в Чеченской Республике один из самых массовых и популярных в мире видов спорта – футбол, вы узнаете из беседы с директором детской футбольной школы «АХМАТ» Апти Мусхаджиевым. В диалоге также приняли участие легендарный чеченский футболист, посвятивший родному клубу «АХМАТ» (в прошлом «Терек») более 26 лет, а ныне тренер-методист республиканской академии футбола «Рамзан» и детской футбольной школы «АХМАТ» Руслан Идигов, известный футбольный менеджер, главный тренер академии «Рамзан» Муслим Далиев.
— Давайте немного расскажем читателю о том, что из себя представляет на сегодняшний день детская футбольная школа «АХМАТ». Сколько детей сейчас здесь занимается?А.Мусхаджиев: — На сегодняшний день здесь тренируются 150 детей из разных районов республики.
— Это полная комплектация имеющихся групп или есть недобор?А.Мусхаджиев: — Это не просто полная комплектация, она идет даже с перебором. У нас шесть групп по 25 человек, но занимающихся по факту больше. В настоящее время идёт набор для ребят 2017 года рождения.
— Как вы взаимодействуете с первой командой и с ее тренерским штабом? Может быть, они приезжают сюда к вам на тренировки, интересуются поколением молодых футболистов? Спрашивают ли они у вас про их прогресс, о тех, на кого стоит в будущем обратить внимание?А.Мусхаджиев: – Да, первая команда проявляет интерес к нашей молодёжи. Представители посещают тренировки, смотрят за подготовкой юношей. Руководство республики и футбольного клуба «АХМАТ» делает все необходимое, чтобы у нас были лучшие условия, благодаря этому постоянно обновляется инвентарь, оборудование, экипировка. Мы ни в чем не нуждаемся, главное — чтобы мы со своей стороны шли к поставленным задачам. Отмечу и капитана нашей команды Ризвана Уциева, который часто сюда приезжает. Для ребят такие дни бывают большим праздником.
— Какой возраст для ребенка идеальный, чтобы начать заниматься футболом, а в каком возрасте уже поздно это делать?А. Мусхаджиев: — С шести лет идеально начать заниматься футболом.
Р. Идигов: – С шести-семи лет можно начинать. Но это зависит также и от умений, от определенной жилки ребёнка. Если он способен в шесть лет показать, что расположен к дальнейшему развитию, а мы это обязательно увидим, то, как я сказал, шесть-семь лет — хороший возраст для начала занятий.А.Мусхаджиев: — В одиннадцать лет уже поздно.
Р. Идигов: — Да. В одиннадцать-двенадцать лет, когда мы уже заводим их в академию «Рамзан», уже поздновато, потому что они уже не успевают за теми детьми, которые пришли к нам в школу в шесть лет. А.Мусхаджиев: — Дети с шести лет в футбольной школе за четыре года уже чему-то научатся, а новые, одиннадцатилетние, на их фоне, соответственно, выглядят «сыро».
Р. Идигов: — У новых одиннадцатилетних детей без профильной подготовки не может быть техники. То есть теряются именно те годы, когда нужно было работать над их физическими качествами, решать тактические задачи, выводить их дальше. В результате пришедшие поздно, т.е. 11-летние, к этим требованиям не готовы. Ну если, конечно, это не какой-нибудь феномен, а такое очень редко бывает.
А.Мусхаджиев: — Основные технические данные прививаются ребёнку в 8,9,10 лет. Если пропускается этот физиологический период, то уже дальше тяжелее даётся мастерство футболиста. Вот если с самого детства вы не будете работать над своим красивым почерком, то уже в зрелом возрасте вы не сможете начать писать красиво. Так и здесь.
— В каком возрасте в ребенке можно разглядеть будущего игрока топ-уровня? Понятно, что раскрыться может в любое время, но в целом.
Р. Идигов: — Лет в 16-17 он проявляет себя. В этом возрасте по нему уже видно, пойдёт он дальше или нет. Там, естественно, много аспектов. Это не только его игра в футбол. Тут необходима и психология, а также поведение человека, его характер. Он может с детства идти успешно, а в 16-17 лет уже вдруг вырисовывается другая картина, говорящая, что из него не получится перспективного спортсмена. А бывает наоборот. Ребёнок может слабо начинать, тренироваться, уступать значительно другим, но по достижении 16-17 лет резко раскрыться, уйти в отрыв, стать сильнее других, дойти до высокого уровня и реализовать свою мечту. Многое зависит от самого человека, насколько он готов упорно идти к своей цели, не сломаться, не разочароваться, не бросить начатое на половине пути. Ведь и в 19 лет можно раскрыться, и в двадцать. По-разному. Но нужно для этого трудиться. Иногда люди, бывает, хорошо продвигаются, а потом берут и, будучи разочарованными по тем или иным причинам, заканчивают свои занятия футболом, хотя талантливые пацаны, могли бы и дальше развиваться.
— Текущий 2023 год подходит к своему завершению. Каким он получился для школы? Что удалось сделать и что не получилось?
А.Мусхаджиев: — В этом году мы начали принимать участие в серьезных детских выездных футбольных турнирах и задействовали в них наших воспитанников. Это, на мой взгляд, хорошее движение вперёд.
– Кстати, мы следим за аккаунтами академии в соцсетях. Там же публикуются и отчеты о прошедших играх ДФШ. Видим, что вы их часто вывозите на соревнования. А как обстоят дела с соревнованиями у нас в регионе? Есть ли планы проводить их в Грозном?
М. Далиев: — Планы не только имеются, но и реализуются на деле. К примеру, в этом году мы уже провели впервые за долгое время серьезный турнир для юных футболистов. Приезжали команды из Краснодара, Ростова и других городов. Главное — начало есть, остается только не останавливаться на достигнутом. Кроме того, планируем провести турнир среди детей 2013-2014 годов. Будут приглашены команды из близлежащих регионов, таких как Нальчик, Владикавказ, Махачкала. Уже есть договорённость.
— Насколько востребована чеченская школа за пределами республики?
А.Мусхаджиев: — Здесь занимаются дети приходящие, местные. То есть пришли, позанимались и ушли. И дело не в востребованности, а в том, что местные учатся здесь и живут в своих семьях. Они ведь не будут приезжать к нам в республику из другого региона на тренировку и после уезжать обратно к себе домой. А вот когда дети переходят к более серьёзным тренировкам в футбольной академии «Рамзан», тогда это уже актуально.
Р. Идигов: — Маленьким детям бывает очень трудно оторваться от дома. Они еще не привыкли к самостоятельности и нуждаются во внимании своих родителей и в домашней обстановке. Поэтому на второй или третий день они будут хотеть домой. А юноши постарше лучше и быстрее адаптируются. Поэтому в академии есть воспитанники из разных регионов.
— Апти, какие самые яркие победы у ДФШ «АХМАТ» случились в 2023 году?
А.Мусхаджиев: — Наши воспитанники 2013 года рождения в Новороссийске заняли второе место, а ребята 2012 года рождения заняли четвертое место среди 16 команд. Очень достойный результат. Могли и выше забраться, но это другая история. Буквально в эти дни, в конце октября — начале ноября повезем наших воспитанников на турнир в Анапу. Будем и дальше заявлять их на хорошие соревнования. Пусть привыкают и развиваются. Кроме того, в этом году мы ездили в Москву на турнир. Ребятам необходима игровая практика на выездах, и они её получают. Очень важно, чтобы они играли на выездных турнирах. К сожалению, в период, когда появился коронавирус, мы много пропустили. Как и вся страна, были в изоляции. Не до турниров было. Но сейчас вовсю стараемся наверстать упущенное. Турниры очень нужны и необходимы. Они закаляют детей и психологически готовят их к ответственным, серьёзным матчам.
— Кстати, продолжая тему о турнирах. Не секрет, что в более или менее престижных соревнованиях существует практика подстав. Зачем это делается и насколько вредит развитию ДЮСШ?
Р. Идигов: — Этому вопросу уже лет 50. Это своего рода уже болезнь. Вот представь, что мы с тобой два тренера. Приехала команда и мы видим, что ребята в ней заметно старше заявленных лет. Мы с тобой с этим ничего не сможем поделать. Никак не доказать. И вот получается, что у тебя дети согласно своему возрасту на матч выходят, а у соперника — подставные.
— Никаких рычагов для их выявления разве нет?
Р. Идигов: — До сих пор нет.
М. Далиев: — Когда игрок приехал со свидетельством о рождении, то его уличить в этом нет возможности. Любой может взять метрику своего младшего брата, двоюродного брата, друга, знакомого, да и вообще по предложению тренера взять чужой документ и поехать на турнир. А вот при наличии паспорта подменить игрока на более возрастного не получится.
Р. Идигов: — Всё идет к цифровизации. Люди переходят на цифровые документы, удостоверяющие личность. Я думаю, что это в ближайшее время прекратится и подмену сделать не получится. ⠀
А.Мусхаджиев: — Мы этим не страдаем, не поощряем такую нечестную игру и пресекаем это на корню. ⠀
Р. Идигов: — Да. Лучше пусть наши мальчишки развиваются, проигрывают. Это ведь и есть урок, через который непременно надо пройти. Да, тяжело проигрывать, но когда ты через это проходишь, дальше становится легче, приходит опыт и мастерство. Мы работаем не во вред себе, а на перспективу. Как и положено. В конце концов, когда эти же подставные дети получают паспорта, все аферы сразу заканчиваются. Но им уже дальше бывает тяжело.
— Одним словом, та школа, которая переживает за своих воспитанников, за их будущее, никогда не будет практиковать подставы?
Р. Идигов: — Да. Уважающие себя и в целом серьёзные школы в большинстве этим не занимаются.
М.Далиев: — Это в некоторых школах на такое идут ради результата любым путём. Но подобная практика не сказывается на прогрессе игроков, напротив, подставы оказывают негативное влияние на развитие молодого футболиста.
— Каждый год знаменуется переводом соответствующей возрастной группы детей из ДФШ в академию. Бывает ли к выпускным командам особое внимание?
М. Далиев: — Нельзя только исходя из того, что детей ждет перевод в академию, взять и резко добавить на них нагрузку. Это касается даже не только футбола. Готовим их к этому переходу согласно программе, плавно, поэтапно и без перегрузок.
Р. Идигов: — Акцент делается на них, чтобы они более или менее лучше себя показали. Чтобы мы увидели, на что ребята способны.
— Руслан, у вас за плечами очень насыщенная и богатая футбольная жизнь. Выступали не только за нашу главную команду и за многие другие, имеющие солидную историю, клубы, но и в Казахстане, Азербайджане. Скажите, когда вы начинали заниматься футболом, это было, наверное, в 70-х, как тогда все было устроено в детском футболе?
Р. Идигов: — У нас в то время, конечно, таких хороших полей и условий не было, как сейчас. Но, в принципе, сам процесс тренировок не отличается. Ариф Межиевич (Алиев — прим.) мой тренер. Вот у нас как было, пришли, подвигались, мяч покатали. В основном упор делался на игру. Три-три, четыре-четыре, а потом на большое поле. В методике мало что изменилось. Здесь уже инфраструктура другая. А так, в принципе, то же самое.
— В то время начинали в школе «Терека»?
Р. Идигов: — Нет, я начинал в СДЮШОР. Потом перешел.
А. Мусхаджиев: — Материальная база изменилась.
Р. Идигов: — Я был здесь год, когда в футбольный спецкласс набирать начали. Нужно было с Карпинского кургана каждое утро сюда ездить. Было не так просто. На первом месте тренировки, а потом — школа. Но желание было большое. Позже перешел в школу, которая была рядом со стадионом.
— Проходят ли стажировку в других городах тренеры школы, и по какому принципу они набираются? Отбор специалистов как проходит?
А.Мусхаджиев: — Российский футбольный союз создал Академию РФС. Все тренеры, причастные к футболу (ДЮСШ, СДЮШОР, Академии), должны быть лицензированы. И поэтому все детские тренеры проходят через процесс квалификации. У нас все наставники имеют лицензии C UEFA, B UEFA, A UEFA и PRO UEFA. Оттуда они уже и на стажировки ездят и учатся.
— Значит, требования есть?
Р. Идигов: — Более того, требования сильнее стали.⠀
А. Мусхаджиев: — А сюда мы, естественно, набираем тех людей, которые имеют за плечами футбольный опыт, профессиональный опыт и которые могут работать с детьми, которые могут не только рассказать, но и показать.⠀
— Муслим, вы работали со многими командами: были главным тренером, занимали ответственные должности в разных российских академиях и где бы ни находились, всегда вполне успешно занимались решением поставленных задач. На ваш взгляд, чью школу на данный момент можно назвать образцовой в России?
М. Далиев: — Я думаю, что образцовые школы у академий «Краснодар» и «Зенит».
А.Мусхаджиев: — Естественно, есть и московские команды. Хорошие школы в столице — это «Спартак», «Локомотив», ЦСКА.
Р. Идигов: — Ростовская школа тоже неплохая.
А.Мусхаджиев: — Да, неплохая, они сейчас тоже хорошо идут. Если из всех, то можно выделить эти шесть школ. Из них, я думаю, «Краснодар» немного впереди.
Р. Идигов: – «Краснодар», да, у них все капитально, начиная от полей, заканчивая рабочими, техникой, транспортом, выездами, турнирами. Очень развитая академия.
— Как влияют современные технологии (те же гаджеты, компьютерные игры) на интерес детей к футболу, к спорту вообще? Приходится ли заставлять их работать?
А.Мусхаджиев: — Если взять гаджеты, то они как раз и мешают нашим детям заниматься футболом, потому что очень много времени уделяется им. Они играют в какие-то игры, которые абсолютно никак их не развивают. Если бы они больше времени уделяли игре в шахматы, а не гаджетам, они больше бы себя в каком-то смысле посвящали футболу. Я думаю, было бы намного лучше. Сегодня гаджеты мешают всему спорту.
— Чувствуется разница в отношении к тренировкам? Как раньше занимались и как сейчас?
А.Мусхаджиев: — Конечно. Если раньше они всё свое усердие посвящали спорту, футболу, например, то сейчас они относятся к спорту поверхностно. Гаджеты отбирают ценное время впустую.
– Кто-то из ваших воспитанников добился определенных высот?
Р. Идигов: – Самых больших высот добился Адамов — чемпион России.
— Лечи Садулаев не здесь проходил?
Р. Идигов: — Конечно, он тоже наш. Садулаев закончил эту школу, но он сейчас травмирован. Его приглашали в сборную, играл там. Это тоже большое достижение.
Р. Идигов: — Есть Яхья Магомедов, наш воспитанник.
А.Мусхаджиев: – Еще Тимур Пажигов – вратарь бременского «Вердера», тоже наш воспитанник.
— И напоследок попрошу вас выстроить пирамиду успешной работы детско-юношеских спортивных школ. В чем залог высоких результатов школы?
А.Мусхаджиев: — Залог, в первую очередь, в грамотной работе и в самоотдаче детских тренеров. Имеется в виду, что надо отдавать себя полностью тому, что делаешь. Это главное, чтобы быть с чистой совестью перед Аллахом, детьми и работодателем. Для этого необходимо полностью посвятить себя работе. Это раз. Ну и второе – это выстроить пирамиду: школа, академия, дубль, вторая лига и премьер-лига. Из этой цепочки у нас, к сожалению, нет второй лиги.
Р. Идигов: – Ну, можно сразу попасть в премьер-лигу.
А.Мусхаджиев: — Не все попадают. Такая вертикаль практически у всех есть. И у нас она была.
Р. Идигов: – Да, было бы хорошо, если бы у нас появилась команда во второй лиге.
А.Мусхаджиев: — Вот в 19 лет выпустили ребят из дубля. В этом возрасте попасть в премьер-лигу очень тяжело. Куда идти в этом случае? Многие прекращают занятия футболом. А если бы у нас во второй лиге была команда, то в нее бы уходили. Как на промежуточную стартовую площадку, к топ-уровню. У нас такая команда во 2-й лиге была бы очень крепкой и добротной, однозначно. В этом я твердо убежден. Очень хочу, чтобы такая команда появилась и в перспективе наши воспитанники составили костяк главного футбольного клуба республики. Мы этого добьёмся с помощью Всевышнего Аллаха!
2023.10.30 / 23:34
checheninfo.ru