ЧЕЧНЯ. 25 сентября 1989 г., канун 76-летия со дня гибели абрека Зелимхана Харачоевского, в с. Шали на местном кладбище, где похоронен абрек, в торжественной обстановке был установлен мраморный надгробный памятник высотой 2.5 метра. Инициаторами и организаторами его установки стали простые граждане - любители чеченской истории из г. Грозного и с. Герменчук.
Интервью с одним из организаторов этого проекта с Ибба Шейхи:
Корр.: Как мы знаем, ты был участником в 1989 г. установлении надгробного памятника в г. Шали, легендарному герою чеченского народа Зелимхану Харачоевскому, что вы можете рассказать по этому поводу? Шейхи: Инициаторами установки надгробного памятника к 76-летию со дня гибели, Зелимхану Харачоевскому были члены историко-географического клуба "Кавказ".
В этот клуб входили специалисты по химии, биологии, медицине, добровольно занимающиеся изучением экологических проблем нашей страны. Членом этого клуба был мой близкий родственник Лабазанов Асламбек из Старой Сунжи. Он приехал ко мне и рассказал, что он и его товарищи хотят установить мраморную плиту высотой 2,5 метра весом в несколько тонн Зелимхану Харачоевскому, на его могиле в г. Шали для чего соответственно требуется материальная помощь.
Учитывая, что я харачоевец, Асланбек поручил мне собрать деньги у знакомых и родственников. Я, конечно, не стал собирать деньги у знакомых, учитывая что я мог подвергнуть их жизни к опасности со стороны советских органов. Собрать необходимую сумму мне помогли мой старший брат и двоюродный брат. Конечно, я тоже не остался в стороне. Помню, как был доволен Асланбек за организацию необходимой материальной помощи для установк этой мраморной плиты чеченскому герою Зелимхану Харачоевскому.
Корр.: Как прошла церемонии открытия, и кто присутствовал на этом мероприятии от общественности? Шейхи: Мне ещё было поручено пригласить на открытие памятника двух дочерей и родственников Зелимхана из Веденского района. Так как я был членом и активным участником «Народного Фронта» я пригласил также и лидера общественной организации "Союз содействия перестройке - Народный фронт" Хож-Ахмеда Бисултанова.
Корр.: Скажите Шейхи, ведь это было время, когда Советская власть не поощряла такого рода инициатив с низов. Не препятствовала ли власть в проведении этого мероприятия? Шейхи: Было очень мало людей. Люди боялись преследования и потому водителю крана и грузовой машины мы даже не раскрыли свои намерения. В тот день вокруг кладбища, стояли несколько машин от районного КГБ и РОВД. Через некоторое время, к нам подошла 2-й секретарь Шалинского райкома КПСС Малкан Демильханова и предупредила, что мы будем нести ответственность за мероприятие, на что мы ответили: «Мы устанавливаем памятник герою чеченского народа абреку Зелимхану. Ничего противозаконного мы не совершаем. Разве не Советская власть выпускала книги, художественные фильмы про него?».
Я тогда работал зав. производством в кафе «Молодёжная» в г. Шали, и после окончания мероприятия, мною были приглашены организаторов мероприятия и гостей к себе в кафе, где я устроил торжественный ужин. На второй день, нагрянули с масштабной проверкой. И это было не единожды. После этого, моими частыми клиентами "стали" сотрудники ОБХСС. Я понял, что мне не дадут работать в этом районе, и вынужден был переехать на работу в Грозный. Осенью 1989 г. на «Берёзке» (в Старопромысловском районе) открывался новый магазин «Электроника» (по тем временам самый элитный), где я и получил работу в должности зав. отделом.