ЧЕЧНЯ. История чеченского государственного театра юного зрителя берет свое начало с 1953 года. Тогда группа энтузиастов выступила с инициативой создания кружка «любителей театра». Спустя два года их студия официально получила статус профессионального учреждения. Так в Грозном и появился Чечено-Ингушский театр кукол.
В послевоенные годы он именовался Республиканским театром кукол, а в 2006 году приказом Министерства культуры ЧР был переименован и по сей день функционирует как Чеченский государственный театр юного зрителя. Об истории и дальнейшей судьбе ТЮЗа редакции рассказал директор Ахметхан Макаев.
«Наш театр состоял из целой плеяды мастеров театрального искусства, которые по праву считались адептами своей профессии, - подчеркивает А. Макаев. – Фундаментальную роль в становлении театра сыграли такие личности, как: П.Бердникова, М.Яковлева, Е.Тааль, Е.Холод. Премьерной постановкой театра был спектакль «Волшебная калоша» Г. Матвеевой. Артистический персонал состоял из трёх актерских трупп: чеченской, русской и ингушской».
По словам директора ТЮЗа, с тем вниманием, которое сегодня уделяется учреждению, просто вернуть былую славу будет недостаточно. Необходимо ее приумножить.
«Мы ставим перед собой задачу быть узнаваемыми и признанными во всей театральной сфере нашей страны, - заявил собеседник агентства. – Мы должны становиться не только участниками, но и лауреатами престижных фестивалей».
Ранее чеченский ТЮЗ располагался на улице Кутузова, 10а возле парка «Материнской славы» в Грозном. Сейчас по инициативе заместителя Председателя Правительства ЧР по социальному блоку Айшат Кадыровой ТЮЗ намерены вернуть на то место, где он располагался в довоенный период – на место старого расположения Чеченского государственного драматического театра имени Ханпаши Нурадилова. На данный момент осуществляется масштабная реставрация здания.
«Сейчас мы сфокусированы на предстоящем открытии нового здания, - рассказывает директор ТЮЗа. – Есть определенные идеи и наработки, о которых не хотелось бы говорить раньше времени. Мы хотим, чтобы в этом здании собирались люди не только на спектакли, но и на другие интересные события. А если говорить о нашей повседневной работе, то можно отметить благотворительные проекты, в рамках которых мы устраиваем показы спектаклей для категории детишек, нуждающихся в особом внимании государства».
Чеченский театр юного зрителя тесно взаимодействует и сотрудничает с коллегами из разных регионов России в ходе гастрольной деятельности. В этом году состоялись обменные гастроли с театром кукол «Бродячая собачка» г. Санкт-Петербург в рамках федеральной программы «Большие гастроли». В Чеченской Республике побывал «Кстовский театр кукол» из Нижегородской области, который показал чеченским детишкам свои лучшие спектакли.
«Мы буквально пару недель назад вернулись из города Краснодар, где проходил II-ой открытый фестиваль театров кукол "Патриот", - добавил А. Макаев. – На фестивале был показан спектакль «Заброшенный колодец». Наш коллектив был награждён специальной наградой «За самобытность и профессионализм». Дети, и в особенности подростки, обладают очень тонким чутьём. Они не примут то, во что не готовы поверить. Для того, чтобы вовлечь юного зрителя в вымышленный мир нужно, чтобы этот мир ожил и был настоящим. Спектакль должен быть атмосферным. Это возможно только в том случае, если есть хорошая история, правильная режиссерская подача, безупречная актерская игра и, конечно же, работа художников и другого персонала. Это тот инструментарий, который мы стараемся в полной мере использовать для вовлечения подростков и детей в театральную среду».
На сегодняшний день в репертуаре ТЮЗа около 20 спектаклей кукольного и "живого" планов. К сдаче готовятся ещё 3 новых спектакля.
«Репертуарная политика театра предусматривает постановку 4 новых спектаклей ежегодно, - поясняет директор ТЮЗа. – Дополнительно каждый год мы восстанавливаем по одному спектаклю из числа тех, которые пользовались успехом в прошлом. Афиши обновляются регулярно. Если говорить о долгосрочной перспективе, то мы намерены искать новые решения, готовы экспериментировать и стремиться к профессиональному росту. Ведь успех любого театра зависит от качества постановок. А что и как у нас будет получаться судить уже будут наши юные зрители».