Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Аул МоцIарха - духовный центр древней Нашхи


Просмотров: 2 105Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Аул МоцIарха - духовный центр древней Нашхи

ЧЕЧНЯ. «Духовным центром Нашхинцев был аул МоцIарха, где постоянно хранился их родовой котёл, считавшийся священным. На этом котле были написаны названия 63-х чеченских тайпов, вышедших из Нашха.

"Многие чеченские тайпы считают себя выходцами из общества Нашха", - пишет А.Сулейманов в своей работе "Топонимия Чечни".

"Нашха - местность, считающаяся родиной так называемых "чистых тайпов" (Армянская география, СПб, 1877.с.36).

Это этногенетический центр средневековых нахчиматиянов, населявших, по данным армянских исторических источников, юго-восток Чечни. В Нашхе есть места, указывающие на прямую связь этого общества с отдельными чеченскими тайпами, переселившимися на равнину несколько веков назад.

В ауле ХIийлах, расположенном на юге Нашха, у истоков реки Гехи, до сих пор сохранилась полуразрушенная жилая башня, называемая "Венда гIала". Она является родовой башней Гендаргенойцев. Есть древнее кладбище, которое до сих пор называют "Гендаргнойн кешнаш".

Выходцами из аула ХIийлах являются три брата; Нижало, ДIай и Бусо, основавшие три одноименных аула и ставшие родоначальниками трёх чеченских тайпов, входящих в тукхум ЧIeберлой.

Приблизительно в 500-х метрах вниз по течению реки Гехи, на левом берегу, к западу от аула XIийлах, находится местечко под названием "Бена кха", рядом находятся развалины древней жилой башни. Из этой башни переселился на восток предок Беноевцев, ставший родоначальником самого большого чеченского тайпа. В месте слияния Ч1армхойн-хи и реки Гехи, на правом берегу реки Гехи, сохранились развалины башни Сахан-г1ала. По преданию, она была построена братом Нашхо М1айсто, одним из сыновей Г1арби.

На правом берегу реки Гехи, в месте слияния двух рек, лежит ровное плато, которое называется «пхьанет1е». На северной стороне этого плато, ближе к Моц1арою, видны развалины ещё одной башни, которая принадлежала предку Аллеройцев.

В ауле Т1ийста имеются три полуразрушенные башни, одна из них принадлежала предку Ц1онтаройцев, вторая была родовым гнездом Дышнинцев. Старожилы так и называют их: «Ц1онтарочуьна хилла г1ала», «Дышночуьна хилла г1ала».

В местечке, называемом «Г1ов т1ехьашка», неподалёку от х. Къовхе, находятся развалины древнего строения – оттуда, по преданию переселились, три брата: Зумсо, Тумсо и Ч1аьнти.

В своей работе «Чеченский тайп в период его разложения» М. Мамакаев пишет: «Характерно отметить здесь и такую деталь, что нохчмахкойцы своей древней родиной считают Нашха (местечко в районе Галанчожа), хотя с незапамятных времен и живут на территории своего нынешнего поселения».

Этнограф Саидов И.М. в своей работе «Мехкан кхел» пишет: «По преданиям, все ичкерийские (Нохчмохкские) тайпы: Бенойцы, Белгатойцы, Дышни, Ц1онтаройцы, Эрсонойцы и др., от которых произошли и некоторые другие тайпы, являются потомками «родных братьев», «братство» это, согласно преданиям, зафиксированным и русскими исследователями досоветского периода, было закреплено ещё в Нашхе в период нахождения там общенахского Советами старейшин страны (Мехкан кхел)».

В своем историко-топографическом очерке «Ичкерия», написанном в 1869г., в описании наибства даргинского Ив. Попов приводит следующие данные:

«Цонтари – выходцы из аула Нашахэ, первый из них, имя которого было Сунтар, основал цонтароевский аул лет 700 тому назад. Энокале – при реке Гудермес. Эно – выходец из Нашахэ, основавший здесь хутор лет 600 тому назад. Ялхой-мохк – при притоке р. Гудермес. Люди, основавшие аул этот лет 500 назад тому, – выходцы из Нашахэ. Ширды-мохк – при притоке р. Гудермес. Ширды– имя человека, вышедшего из Нашахэ лет 500 тому назад. Он поселился на свободной земле – мохк. Курчали (верхний)– два брата, вышедшие из Нашахэ, сначала поселились в Чебарлое, потом, лет 600 назад, они вышли в Ичкерию, пришли в аул Цонтари и, явясь к Висе Тинаеву, просили покровительства его, как человека сильного по положению в обществе. Вису принял их и указал им место, где ныне, при притоке р. Гудермес, расположен целый аул. Белгатоевская фамилия ведет свой род от Персыка. Персык – Сусик – Сулим– Хоура (первый выходец из Нашахэ) – Хасоя (основатель аула Белгатой) – Арсан – Бугалов – Арсан – Бугалов – Сатлак– Сеты – Бугалов – Арсан – Асанча – Хасан – Арсамбек – Бе-лакай – Бешиль – Чабай – Ыха – Автурхан…. Гордали – прир. Аксай.

Основавший аул этот был некто Гордал, вышедший в Ичкерию из Нашахэ лет 500 тому назад. Шуани (большие)– при притоке р. Гудермес. Основавший аул этот, лет 500 тому назад, был некто Шуан, выходец из Нашахэ. Аллерой – при р.Аксае. Вышедший из аула Нашахэ в Ичкерию некто Аллериш основал этот аул лет 600 тому назад».


Эту работу Ив. Попов написал в 1869 году, и, соответственно, к тем датам образований ичкерийских аулов, что приводит Попов, сегодня надо добавить как минимум 140 лет.

Родоначальниками тайпа Эг1ашбатой были два брата: Эг1аш и Бета, которые переселились из горного общества Ц1еси. По рассказам старожилов, в Ц1еси они пришли из Нашха.

Генеалогическое древо другого очень крупного чеченского тайпа – Курчалой, входящего также в тукхум Нохчмахкой, тоже исходит из Нашха.

Кушул – Курчалхан – Хьанбилхан – Ч1абалхан – Ч1айхан– Чергисхан – Бегал – Оку – Товла – Майла – Товболат – Темболат – Темирболат – Берса (первый проповедник ислама– 1561г.) – Т1урло – Аббас – Мохьмад-1ела – Муртаз1ела– Айдамар – Эдалгир – Баду…

Согласно родовому тептару, Айткаллинцы, Сесанойцы и Ишхой являются потомками Сада, который пришел из Нашхаи обосновался в местечке Г1удукх, что находится рядом с нынешним Саясаном. Генеалогическое древо Сесанойцев: Сада – Х1олчи – Хьашта – Нашхо (Такхмисар) – Гела – Ата– Айта (Айта является родоначальником тайпа Айткхеллой, брат Айти Ишхо является родоначальником тайпа Ишхой)– Байбаркъа (является родоначальником тайпа Сесанхой) –Хьашуркъа – Яшуркъа – Хьесалби – Ацми – Тунжулха – Г1аншо– Жама – Мурта – Жалбар – Вуьтарг – Т1елхиг – Т1ат1а – Хукли– 1усман – Герман – Ахьмад – Бойсхар.

Согласно преданию, Сада завещал потомкам до смены на новом месте семи поколений доставлять умерших в Нашха и хоронить на исторической прародине. Его завет потомками свято соблюдался».

Источник:
Яхъяев Х. К истории Нашха - прародины чеченцев. Журнал "Нана", 2012 год//.



checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Февраль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"