Из рассказа Рамзана Ахматовича КадыроваЦитата. «Как-то по поручению Ахмат-Хаджи Кадырова мы с двоюродным братом посетили село Ведено, где встретили группу из арабских наемников, среди которых были Абу-Валид, Абу-Умар и Ясин. В это же самое время, откуда ни возьмись, появился Хаттаб со своим отрядом. По его виду нетрудно было заметить, что он был очень встревожен. Едва завидя брата Шамиля Басаева Ширвани, он выпалил: «Слушай, эти гуноевцы буквально выдавили меня из села, угомони их, если можешь».
(ЧГТРК «Грозный», 12 ноября 2018 г.)
ЧЕЧНЯ. Это были 90-е годы прошлого столетия, когда Российская армия путем широкомасштабной военной операции наводила «конституционный порядок» на территории Чеченской Республики. Чеченский народ фактически стал заложником трагедии, спровоцированной целым комплексом объективных и субъективных причин глобального, регионального и местного происхождения.
Кроме всего прочего, огромным испытанием для чеченского народа стало засилье иностранных наемников ваххабитского толка, число которых увеличивалось по мере того, как росло финансовое вливание в военный конфликт со стороны некоторых зарубежных исламских организаций. В общей сложности в военном конфликте на территории республики участвовали наемники из 53 стран мира. Поддерживаемые некоторыми чеченскими политиками и полевыми командирами, они, в большинстве своем арабские, пытались навязать Чечне исламское учение ваххабитского толка. Однако большинство населения республики не воспринимало ваххабитское учение, отрицающее традиционный ислам, обуславливающий специфику духовной и общественной жизни народа. Чеченцы, как известно, строго придерживаются основополагающих положений классического ислама, но вместе с тем здесь имеет место и культ святых, устазов и шейхов, также почитание основателей тарика-тов и вирдов.
В старинном сельском поселении Гуни Веденского района обстановка мало отличалась от той, что царила по всей Чечне. Лишь небольшая горстка людей оказалась втянутой в военные перипетии, одна часть которой была уверена, что действует в интересах народа, вторая же преследовала чисто меркантильные интересы.
Однако основная часть гуно-евцев осталась верной заветам своего Устаза Киши-Хаджи, который предупреждал о временах, когда появятся имамы, за которыми нельзя будет следовать, несмотря на то, что откровенного неприятия они также вряд ли будут заслуживать.
«Не следуйте за ними, ибо это повлечет за собой духовно-религиозную деградацию», - учил великий Кунта-Хаджи. Именно приверженность учениям Устаза помогло большей части гуноев-цев сохранить себя физически, несмотря на игнорирование со стороны властных структур, лишивших их, как «оппозиционеров», всяческой поддержки, включая гуманитарной продовольственной помощи, поступавшей от разных международных организаций.
В это же время в с. Гуни объявляется житель города Аргуна Алавди Хамзатов. Он проводит усиленную агитацию среди представителей молодежи села за вступление последних в ряды боевиков. Уже успевшему «отсидеть срок» за убийство Хамзатову суждено было оставить гнусный, позорный и кровавый след в истории села. Он собственноручно расстреляет братьев Сайд-Ахмада и Сайт-Хамзата Адизовых. Первый являлся известным богословом и главой Совета старейшин республики. На непристойные слова, сказанные Хамзатовым в свой адрес, ученый алим Сайд-Ахмад Адизов ответил ударом посоха.
На этом кровавые злодеяния Алавди Хамзатова не закончились. Сначала он убивает своего однотейповца Эми Товза-ева, далее в списках его жертв окажется шофер, русский по национальности, который согласился доставить сено на своем «Камазе» одному из жителей с. Марзой-Мохк, у которого на тот момент проживал сам убийца.
Вскоре бесследно исчезают двое жителей с. Хажи-Эвла Ибрагимов Пазлудди, приходившийся родным братом известному генералу Сулейменову Ибрагиму и его двоюродный брат Саидбек, ездившие в Грозный, в надежде привезти что-нибудь из домашнего скарба, уцелевшего в огне войны. Позже выяснилось, что именно Хамзатов Алавди и его подельники схватили двух товарищей, отвезли в местечко между селами Илсхан-Юрт и Курчалой, казнили, а затем сожгли трупы.
Нетрудно понять праведный гнев сельчан, создавших небольшое ополчение для ликвидации кровавого бандита. Справедливое возмездие настигло злодея в 1995 году, когда совершив очередное наглое преступление, а именно, забрав силой у жителей с. Ведено автомашину марки «Камаз», находящееся на рынке с. Курчалой, Алавди Хамзатов последовал на ней в сторону с. Майртуп. После гибели главаря, от преступной группы, расположившейся в местной школе, не осталось и следа. Жители же села в спешном порядке избавились от орудий убийств, грабежа и насилия, оставшихся после кровавой деятельности банды Хамзатова.
Во многом, благодаря отваге молодых людей, мудрости и сдержанности старейшин удалось предотвратить ряд кровавых эпизодов, предопределенных деятельностью банды во главе с Хамзатовым Алавди. В связи с этими событиями хочется назвать имена старейшин Мурдагалиева Асвада, Тушалиева Хизира и многих других, стоявших на страже спокойствия, чести и достоинства старинного высокогорного гуноевского села Марзой -Мохк.
Едва гуноевцы отвели одну беду, следом пришла другая, не менее опасная. Как известно, снискавшие мировую «славу» террористы Басаев Шамиль, его брат Ширвани Басаев и арабский наемник Хаттаб обосновались в Веденском районе. Причем последний обосновался основательно, прикупив дом, в который привел жену Фатиму, даргинку по национальности.
Выходец из арабской страны, Хаттаб был известен, как один из руководителей ваххабитских организаций. Он и его сподвижники подвергали критике веками сложившуюся у чеченцев религию, которая наряду с признанием, что «нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад (с.а.с.) - посланник Аллаха», почитали устазов, шейхов, посещали места их захоронений - зияраты. Одним из таких сакральных мест для всех верующих республики, да и не только республики, является горная вершина Эртан-корта в Веденском районе. Здесь, в селе Хажин-Эвла, находится могила матери Кунта-Хаджи Кишиева - «Зиярат Хеди».
В 1995 году Шамиль Басаев и Хаттаб со своими единомышленниками ваххабитами предприняли попытку разместить в Эртан - корта военную базу. На этой почве между жителями с.с. Гуни, Хажин-Эвла, Марзой-Мохк и «ваххабитами» произошло открытое вооруженное столкновение, в ходе которого местным жителям удалось вытеснить боевиков из села. Однако месяцев через два «ваххабиты» во главе с Хаттабом обосновались в здании школы с. Хажин-Эвла.
Вскоре до жителей села то и дело стали доходить слухи о том, что «ваххабиты» пытаются повторить попытку уничтожить могилу матери Кунта-Хаджи «Зиярат Хеди». Не имя сил противостоять вооруженным до зубов боевикам, жителям приходилось терпеть подобного рода слухи. Все изменилось в один день, когда ваххабиты перешли от слов к делу. Все жители села, как один, встали на защиту святынь села Хажин-Эвла.
Вооружившись автоматами, ружьями, топорами, ножами и другими подручными средствами, они плотным кольцом окружили боевиков Хаттаба. Увидев решительность и готовность людей идти до конца, Хаттаб, очевидно рассчитывая на поддержку со стороны старейшин, стал кричать: «Молодежь убери, старика давай, старика давай» (со слов Мурдагалиева Асвада, бывшего «туркха» Кунта-Хаджинского вирда села Хажин-Эвла. Но тут произошло то, на что Хаттаб не рассчитывал вовсе: из плотного кольца сельских ополченцев выдвинулся один из жителей села Хажин-Эвла Гадаев Уматгери, и со словами: «Я отрублю ему голову топором», намертво схватил противника за основание бороды. Хаттаб изрядно опешив, завопил: «Убери старика».
Описывая события того непростого периода, связанного с новейшей историей с. Гуни, невозможно обойти вниманием одного из достойнейшего представителя нашего народа Товзаева Райбека. Когда от руки небезызвестного нам бандита Алавди Хамзатова погиб его отец Эмин, Райбек все свои силы направил на борьбу с людьми, сеявшими на его земле хаос, разруху и смерть. Райбек сумел собрать вокруг себя единомышленников, противников Шамиля Басаева и Хаттаба, среди которых были жители с. Гуни Кулмурза, сын Хасмаго-меда, Хай-Али, сын Икрама, Майрбек, сын Аслауддина и другие. Они и стали инициаторами создания в Веденском районе новых структур власти, созданных в соответствии с указом Ахмата Абдулхамидовича Кадырова.
Сам Райбек был назначен заместителем главы администрации и одновременно заместителем коменданта Веденского района. На своем боевом посту, который он занимал около 4 лет, Райбек пережил не одно покушение, но никакие уговоры матери и сестры не смогли повлиять на его выбор пойти до конца в борьбе против бандитов, попиравших права людей, следовавших вековым религиозным традициям своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя еще забывать, что на тот момент любая занимаемая должность в государственной структуре могла стоить жизни и поэтому многие предпочитали оставаться дома.
14 августа 2001 года боевики Басаева и Хаттаба окружили дом Товзаевых. До последнего момента рядом со своим мужественным командиром Райбеком Товзаевым находились преданные друзья и соратники: Сай-дулхажиев Ражаб, Бисултанов Аслан, Шидиев Мовсур. Все они героически погибли в схватке с бандитами, но навсегда остались жить в памяти народа.
Сегодня, именем Райбека Тов-заева названы школа и одна из улиц села Хажи-Эвла. Глава Чеченской Республики Герой России Р.А. Кадыров принимает непосредственное участие в судьбе членов его семьи.
На сегодняшний день село Хажи-Эвла, в первую очередь, благодаря стараниям Рамзана Ахматовича Кадырова, превращено в современное, благоустроенное село со всей инфраструктурой, отреставрировано и обновлено место захоронения матери Кунта-Хаджи «Хеди Зиярат». На сегодняшний день оно является одним из самых красивых и посещаемых святых мест нашей республики. Сюда ходят не только наши соотечественники, но и мусульмане соседних регионов. И все они просят у Всевышнего мира и благоденствия для всех последователей Ислама, не разделяя их на национальности и народности.
Жителям села Гуни есть за что благодарить настоящего патриота своей родины, истинно верующего, почитающего религиозные традиции, завещанные отцами, Рамзана-Хаджи Кадырова.
Мовсур ИБРАГИМОВ,
доктор исторических наук, профессорИсточник: г-та "Аргун ("Орга) 4 сентября 2023 г. №№ 36-38
checheninfo.ru