ЧЕЧНЯ. Известно, что исламизация Чечни началась в XVI веке с Шейха Берсана. Окончательно чеченцы приняли Ислам в 1770-80-х гг. — во время деятельности шейха Мансура. Такой длительный период времени был обусловлен тем, что среди чеченцев не было единой власти, а вольные общества определяли характер тогдашней власти, её локальность и ограниченность. Факт, что наличие единоначалия власти способствовало принятию той мои иной религии: например, крещение Руси 28 июля 988 года, напрямую связанное с именем князя Владимира. Свободоволие, как элемент менталитета, также играл большую роль в вопросе присутствия той или иной религии в народе: потому среди чеченцев процесс исламизации затянулся на века
Эта религия пришла с миром и органично вселился в Нахский мир. Кроме того что Ислам во многом соответствовал традициям нашего народа, он стал в дальнейшем движущей силой и выразителем духа. Став в самые тяжкие годы источником силы, эта религия никогда не посягала на национальный облик чеченцев. Она мудро заняв многие сферы деятельности, становилась порой ментальности народа, что даже бывало сложно разобраться та или иная традиция исламская или народная.
На протяжении веков будучи в Исламе, быть в иной религии для чеченца казалось дело не только немыслимым, но и постыдным. Улемы в народе никогда не стремились к тому, чтобы истернизировать облик (то есть, уподобить всему восточному), сам уклад жизни верующих чеченцев. Да и ни к чему это было, ведь, как я это называю, религиозный космополитизм не присущ этой религии.
С появлением, так называемых, салафитов, (по сути - псевдосалафизм), в нашем народе пошли процессы уподобления арабам, туркам, иранцам и живущим в Азии - афганцам. Особенно, в годы Ичкерии, то арабская одежда, то в "пуштунке", и так далее ... Разброс одежд свидетельствовал, конечно, о предпочтениях, и в первую очередь, религиозных. Именно, псевдосалафизм призывает к религиозному космополитизму, то есть, не должно быть место понятиям нация, традиции, все в Исламе - братья, равенство, ура! 90-е годы ярко показали заблуждение подражания Востоку и его пагубность.
В реальности, эта иллюзия. Даже в тех государствах, где псевдосалафизм господствует, поди, да проповедуй тот космополитизм, сразу поставят на место со своим религиозным братством. Это им, видимо, только арабам можно проповедовать, но среди неарабов. Никто не отменял в мире политику гегемонии и диктата, создания "буферных территорий" и "зон влияния". Жаль, что некоторая часть чеченской молодежи не понимает, что, уподобляясь другому народу, становишься элементом внешнего влияния. Соответственно, душу чеченца можно "купить" религией, точнее умелым преподнесением её основ.
А значит, очень эффективный инструмент влияния - религия. Под видом "очищения" или "обновления" Ислама, молодёжь ЧР стараются пичкать ересью сидящими теми же в сети-интернет разного рода проповедниками. Каждый народ проходит период романтизма, но нет в истории ни одного факта, говорящего о том, что он приводил к ожидаемым результатам. Наоборот, не редко к катастрофе, особенно, религиозный романтизм, что в нашем случае продуцирует космополитизм.
Наш народ выжил в пучине войн и трагедий. Удержаться от соблазна "попасть рай" через стирание национального лица сложно, но возможно, так как Ислам не требует растворяться в других или чужих народах. Как я люблю говорить, у каждого свой огород, и пусть у всех будет возможность за ним ухаживать, не стараясь лезть в чужой.
Чужой менталитет в данном контексте лишь только будет воспринимать уподобление ему другими в качестве своей победы и почвы для ассимиляции. Раньше "растворителем" была коммунистическая идеология, и ей дружно сопротивлялись, сейчас - религиозная начинка, здесь уже сложно.