ДАЙДЖЕСТ: |
Регулярные поставки топлива по этому трубопроводу были приостановлены в 2022 году.
По словам министра, Грузия рассчитывает выйти на объем транзита в 1 млн т в год.
"По использованию нефтепровода очень важна позиция азербайджанской стороны, и здесь у нас ведется интенсивный диалог, так как этот трубопровод работал под нефть Азербайджана с весны 1999 года. Сейчас обсуждается транзит по нему нефти Казахстана, а эта нефть другого типа. Я думаю, что у нас будет определенность в основных вопросах, и мы надеемся, что в этом году начнется прокачка этой нефти (Казахстана). В будущем мы думаем, что сможем переваливать более миллиона тонн нефти в год. Надеюсь, что транспортировка нефти начнется в этом году"
- Леван Давиташвили
В министерстве энергетики Азербайджанской Республики также подтвердили, что возобновление прокачки нефти по маршруту "Баку-Супса" может начаться в этом году.
По данному нефтепроводу возможен транзит топлива до 5 млн т в год.
С 1999 года Азербайджан использовал нефтепровод "Баку-Супса" для перевалки топлива из месторождения "Чираг".Весной 2022 года было принято решение приостановить поставки топлива по этому маршруту из-за проблем с транспортировкой и перенести транспортировку нефти на трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан.
Нефтепровод Баку-Супса был предложен казахстанским властям в качестве маршрута для транзита нефти из Казахстана.
Директор Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о том, на каком этапе сейчас находится работа по перезапуску нефтепровода "Баку-Супса".
"В преддверии визита президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Азербайджан в Баку побывало руководство казахстанской "КазМунайГаз" – провело переговоры с SOCAR, посетило Сангачальский терминал и приняло участие в приемке казахстанской нефти в бакинских прибрежных терминалах. Тогда же было определено, что для расширения казахстанского транзита через Азербайджана нужно нарастить пропускную способность соединительных трубопроводов на терминалах и увеличить танкерную флотилию – все это требует капитальных вложений", - прежде всего сказал он.
"Запуск "Баку-Супса" связан с этим напрямую, поскольку трубопровод позволяет ежегодно транспортировать до 5,7 млн т нефти. В таком случае, если Казахстан будет прокачивать до 5 млн т нефти в год по "Баку-Супса" и еще 3 млн т по "Баку-Тбилиси-Джейхан", то для транзита этих 8 млн т нужно прежде всего решить вопрос технического состояния казахстанского терминала и интерконнектора между ним и Сангачалом, чтобы они были в состоянии обеспечивать такой объем прокачки", - обратил внимание Ильхам Шабан.
"Второй важный момент – Каспий мелеет, уровень моря уже более чем на 2 м снизился, и процесс еще не остановился. Значит, необходимы дноуглубительные работы. Третий вопрос, как сказали казахстанские нефтяники в Баку, это согласование с SOCAR тарифной политики, что хотят сделать в течение месяца. Четвертый аспект состоит в том, что SOCAR не является собственником трубопровода "Баку-Супса" – им является компания BP и акционеры "Азери-Чираг-Гюнешли". А значит, тарифную политику нужно согласовывать еще с десятью компаниями, сделавшими капитальные вложения в этот трубопровод и покрывавшими эксплуатационные затраты", - сообщил экономист.
"Наконец, нужно подписать новые документы с Грузией. Когда в 1996 году с Грузией было подписано межправительственное соглашение о транспортировке нефти по "Баку-Супса", там было четко сказано о транспортировке азербайджанской нефти. Если трубопровод будет запущен специально для казахстанской нефти, то это уже нефть другого государства, следовательно, для Грузии должна быть другая тарифная плата. То есть вопросов, по которым нужно договориться, довольно много", - заключил Ильхам Шабан.
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии пройдет выставка дагестанских мастеров
ВОЛГОГРАД. Дом на Удмуртской в Волгограде оказался на грани катастрофы
ГРУЗИЯ. Fabrika в Тбилиси: как заброшенный завод превратился в арт-объект?
ГРУЗИЯ. Кобахидзе: обновлять правительство Грузии не планируется
ГРУЗИЯ. На границе Северной Осетии и Грузии построят склады для хранения товаров