Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. От депортации - к реабилитации


Просмотров: 537Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. От депортации - к реабилитации

ЧЕЧНЯ. Мы росли, воспитывались, формировались в большой и дружной семье советских народов. Нас ориентировали на совместный героический труд, который должен был приблизить «светлое будущее». В этой социально-политической и духовной обстановке обсуждать репрессии, депортацию народов было строго запрещено. Хотя изредка наше старшее поколение в разговоре между собой произносили фразы: «вай ц1ера ара дахале» («до нашего выселения), «вай Алма-Атахь долуш» («когда мы были в Алма-Ате»)…

Помнится такой случай. В 1969 году в ЧИГПИ на 1 курсе физмата на лекции по истории партии, связанной с национальной политикой в СССР, которую читал доцент И.О. Кацен, студентом первого курса М.И. был задан вопрос: за что сослали чеченцев и ингушей? Этот вопрос привел лектора в истерику. Он «вскипел» и своей ладонью стал бить по своей лысине, поговаривая, как студент посмел задать «националистический» вопрос? Хотя и состоялся ХХ съезд КПСС, на котором был осужден культ личности Сталина, а в докладе Н.С. Хрущева прозвучала жесткая критика национальной политики Сталина в СССР, охарактеризованная антиленинской, преступной. Между тем этот доклад в то время не изучался в учебных заведениях страны, о его существовании мало кто знал.


Нам, студентам, тогда было по 17-19 лет, и редко кто из нас понимал, в чем дело. Студента М.И. вызвали в деканат, партком, «пропесочили», приклеили ему ярлык националиста. После этой процедуры вопрос, почему Сталин сослал чеченцев и ингушей, сколько мы помним, в публичной форме в ЧИАССР до конца перестройки не возникал.


Хорошо помнится и такой факт. В октябре-ноябре 1987 года неформалы в ЧИАССР готовились к проведению митинга к 23 февралю 1988 года. Но в ноябре 1987 года появился слух, что в Грозном готовится резня русских. Несколько дней русскоязычные ученики перестали ходить в школу.


Горбачевская перестройка, начавшаяся в 1985 году, постепенно активизировала деятельность советских людей. Писатели, ученые, неформальные общественные, молодежные движения все чаще обращались к запретным темам: репрессиям, бессудным расстрелам, раскулачиванию, Гулагу, критике привилегий для партноменклатуры, реставрации капитализма и др.


Издавались художественные произведения, посвященные депортации чеченцев и ингушей. Так, Анатолий Приставкин в 1987 году опубликовал повесть «Ночевала тучка золотая», отмеченная в 1988 году Государственной премией, а в 1989 году она была экранизирована. В этом произведении художественными средствами описано, как в скотских вагонах в ссылку отправлялись чеченцы. В 1988 году Зияудин Абдулаев издает книгу «Всполохи», а одна из повестей данного текста была посвящена депортации чеченцев и ингушей. В 1989 году в Грозном издается документальная повесть «Круги ада» отца и сына Джургаевых, в которой на основе реальных событий раскрывается трагичность народа, оказавшегося под жестоким прессом репрессий, масштабных убийств.


В 1989 году издается брошюра «Патриотизм трудящихся Чечено-Ингушской АССР в период Великой Отечественной войны» доцента ГНИ им. акад. М.Д. Миллионщикова В.И. Филькина, который в период депортации чеченцев и ингушей работал секретарем Чечено-Ингушского обкома КПСС. Он раскрывает подвиг чеченцев и ингушей как в войне против фашистов, так и в тылу, работая в колхозах, на заводах, строя оборонительные рубежи. Касаясь вопроса о бандитизме чеченцев и ингушей на территории ЧИАССР, В.И. Филькин пишет, что «бандитские элементы не составляли и одного процента коренного населения республики». С нашей точки зрения, и эта цифра преувеличена в два раза.


Бандитские элементы в основном составляли уголовники, грабившие государственную собственность. Среди них были и те, кто имел счеты с советской властью, особенно подвергшиеся насилию со стороны энкэвэдэшников, но вырвавшиеся из их тисков.


В.И. Филькин писал: «Ни в первый год войны и тем более ни в 1943-м и начале 1944 года, когда по существу бандитизм был уничтожен, он не представлял опасности для Советской власти на территории Чечено-Ингушской АССР». С его точки зрения, вся вина за выселение чеченского, ингушского и других народов лежит на Сталине, Берии и их окружении. «Этим беспрецедентным актом была показана ничем не ограниченная власть над целыми народами этой кучки советских руководителей», — пишет В.И. Филькин. В своей работе, оценивая депортацию чеченцев и ингушей, он подчеркивал преступный характер насилия, осуществленного над народом сталинско-бериевским режимом при явном преувеличении бандгрупп, действовавших на территории ЧИАССР, а также увеличивая факты сотрудничества с фашистами. Ученые регулярно обращаются к исследованию проблем депортации народов, пишут кандидатские диссертации, издают книги на основе ранее неизвестных архивов. Анализ клеветы, на основе которой были сосланы чеченцы и ингуши, осуществлен в следующих публикациях.

Тема депортации народов, проявленная властью несправедливость, нарушение принципов ленинской национальной политики, вынесенные народом испытания, материальные и моральные последствия, многие годы на государственном уровне умалчивалась. Сегодня только лишь исследователи, отдельные писатели анализируют ее. Отдельные кинорежиссеры безуспешно пытаются ставить на эту тему фильмы.


Как-то в Москве к Руслану Хасбулатову, работавшему Председателем ВС РСФСР, с вопросом, за что Сталин сослал чеченцев и ингушей, пристал журналист одной из центральных газет. После того, как он свой вопрос повторил несколько раз, Р.И. Хасбулатов, отложив в сторону текст, над которым он работал, заявил: наверное, потому, что в армии Власова служили три чеченца и один ингуш. После этого журналисты таким вопросом его не донимали.


Массовое выселение чеченцев и ингушей из родных мест в Казахстан и Сибирь началось 23 февраля 1944 года. Было выселено более полумиллиона человек. Официальная сталинско-бериевская власть в Указе Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории» от 7 марта 1944 года обвиняет целый народ в предательстве Родины, сотрудничестве с фашистскими оккупантами, вступлении в отряды диверсантов и разведчиков, создании по указке немцев вооруженных банд для борьбы против советской власти, уклонении от честного труда, совершении бандитских налетов на хозяйства соседних областей, грабежи и убийства советских людей.


Все эти обвинения появляются задним числом, после изгнания народа со своей исторической родины, которая не была оккупирована фашистами. Каждое из этих обвинений, с нашей точки зрения, является надуманным, клеветническим. Разоблачение клеветы на депортированные народы имеется в докладе Н.С. Хрущева, сделанном им на ХХ съезде КПСС. Изгнание народов со своих исторических мест им признано преступлением, попранием ленинских принципов национальной политики в СССР. Хрущев заявлял, что выселение никак не диктовалось военной необходимостью; украинцы были бы также депортированы, если бы их не было так много, а потому некуда было их выслать.


Чеченцы, как и многие репрессированные народы, прошли тяжелый путь репатриации. Они восстанавливали свою республику, ее экономику, социальную сферу, культуру, образование, развивали науку, отстаивали духовные ценности.


Современные исследователи, изучающие депортации народов, в частности, Н.Ф. Бугай, писал, что выселение чеченцев, ингушей и др. — это «превентивная мера военного времени, примененная к неблагонадежным этносам». Оказывается, народы СССР делились на категории — благонадежные и неблагонадежные. И мера эта весьма интересна – депортировать народы тогда, когда советская армия гнала фашистов далеко на запад.


26 апреля 1991 года, то есть через 35 лет после ХХ съезда КПСС, в Российской Федерации был принят закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». В нем четко заявлено, что репрессированные народы подвергались геноциду и клеветническим нападкам. Этот закон однозначно заявляет, что «политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим народам, являясь противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны». В первой статье Закона утверждается «реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов».


Нередко игнорируются эти государственные оценки. В стране даже сегодня издается популярная и научная литература, одобряющая сталинско-бериевскую политику репрессий. Вопреки государственной реабилитации в них обосновывается тезис, что депортированные народы заслужили справедливое наказание. Такая клеветническая позиция высказывается И. Пыхаловым, который в своей книге признает наличие традиционного отсутствия у чеченцев трудолюбия, привычки добывать пропитание разбоем и грабежом.


Важно отметить и то, что Закон «О реабилитации репрессированных народов» в нашей стране не исполнен в полной мере, а потому остались не решенными ряд проблем, последствия которых до сих пор дают о себе знать.


В контексте своих размышлений считаем необходимым отметить позицию Главы Чеченской Республики Героя России Р.А. Кадырова по вопросу о выселении народов. Он заявил: «В 1944 году... наши народы стали жертвами вопиющего и бесчеловечного преступления – массовой высылки в Сибирь и Казахстан». Операция выселения чеченцев и ингушей в Сибирь и Среднюю Азию получила название «Чечевица» и ею руководил лично Л. Берия.


Для Р.А. Кадырова выселение народов – это «ужасный акт репрессии», прикрытый «лживыми обвинениями в сотрудничестве с фашистскими оккупантами». Итогом депортации «стало уничтожение огромного количества коренного населения нашей республики. Это преступление нельзя назвать иначе, как откровенной расправой над народом». Он признает лживыми и надуманными обвинения против чеченского народа. Р.А. Кадыров заявил, что причин для выселения не было: «Почти 50 тысяч уроженцев республики мужественно сражались, защищая Сталинград, прорывая блокаду Ленинграда, освобождая города Советского Союза и Европы». Женщины, дети, престарелые люди были изгнаны из родных домов, лишены всего, что нажито и построено, погружены в вагоны-скотовозы, отправлены в Сибирь и казахстанские степи. Каждый из них был виноват только в том, что родился в чеченской и ингушской семье. Тысячи погибших по дороге, сотни тысяч скончавшихся от холода, голода и тифа, огромное количество взрослых и детей, отправленных по надуманным мотивам на Колыму…


По его словам, обвинения в сотрудничестве с оккупантами оказались беспочвенными, поскольку «ни один квадратный метр нашей земли не был захвачен фашистами». Также он привел данные о том, что только за первые десять дней войны в добровольцы записались почти 20 тысяч выходцев с Северного Кавказа. Обращаясь к современности, он утверждает, что через много лет по вине безответственных интриганов в Чечне развязаны две войны, приведшие к массовым жертвам и разрушениям, и «наши враги хотят, чтобы это длилось вечно».


23 февраля 2024 года в Telegram-канале Р.А. Кадыров заявил, что «президент РФ Владимир Путин в 2015 году восстановил историческую справедливость, присвоив Грозному почетное звание «Город воинской славы», и это решение «поставило окончательную точку в череде различных лживых исторических спекуляций, пытавшихся очернить наш народ».


«Зло вырвано с корнями. Но с этим не могут смириться те, кто, подобно доносчикам времен ссылки, творят зло. Побежали в Европу, бросив обманутых громкими лозунгами подчиненных. Они знают правду о Чечне. Но хотят повторения народной драмы, говорят, что нужно воевать в Чечне. Именно они никогда не станут воевать, нет духа. Хватит! Навоевались! Не позволим!» — такова позиция Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова, нацеленная на реализацию интересов многострадального чеченского народа.


Глава Чеченской Республики в своем интервью Tengrinews.kz от 24 февраля 2020 года отмечал, что боль депортации никогда не сотрется из памяти потомков. Но при этом он высказался за необходимость чеченцам двигаться вперед и занять «достойное место в братской семье народов и регионов России». Нельзя не согласиться с его утверждением, что руководство России неоднократно осуждало преступления Сталина и «его клики», приняло документы о реабилитации жертв политических репрессий.


В контексте высказываний Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова важно осуществление гражданского, патриотического воспитания молодежи, формирование общегражданской идентичности. Для этих задач в Чеченской Республике проводится колоссальная работа; осуществляется духовно-нравственное, культурное, патриотическое воспитание подрастающего поколения, реализуя при этом как этнокультурные, так и общегосударственные ценности.


Хотим отметить, что у поколения, которое было рождено в депортации, сегодня растут внуки и правнуки. А у них практически нет знаний о депортации их предков, вынесенных ими страшных испытаниях. Им на уроках отечественной истории рассказывают о Куропатах, Хатыни, но при этом не рассказывают о зверствах, учиненных в Хайбахе. Встречаются и такие «миротворцы», предлагающие не бередить раны прошлого. О Хайбахе мы напоминаем, чтобы наша молодежь не забывала о жестоком насилии, совершенном над народом. И мы очень хотим, чтобы наши внуки и правнуки больше никогда не подвергались бы масштабному насилию, которому подвергались их отцы, деды и прадеды.


Важно настраивать их на лучшее будущее. Мы наставляем их на то, чтобы они получали качественное образование, повышали свой интеллектуальный и культурный уровень, укрепляли здоровье, трудились для себя и на благо своего народа, республики. Сегодня очевидна необходимость их ориентации быть достойными гражданами своей страны.


Для такой работы, думается, принципиально важно создать соответствующие условия, в которых они интеллектуально, культурно, нравственно возвышались, развивались. Представляется, что нужно формировать у них чувство солидарности, любви к своей республике, стране, готовность отстаивать конкретные этнические интересы и интересы многонационального российского народа и общего государства.


В.АКАЕВ,


доктор философских наук,


профессор, академик АН ЧР


А. БАРЗАНУКАЕВ,


главный редактор аргунской городской газеты «Аргун», Заслуженный журналист ЧР




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"