Создается впечатление, что Армения участвует в формате «3+3» дистанционно. Во всяком случае о намечающейся встрече глав МИД в Турции нам становится известно лишь от посла Ирана в Армении в то время как наш МИД и остальные предпочитают отмалчиваться. Подобное мнение выразил NovostiNk.net эксперт-международник Давид Карапетян.
«Понятно, что реализация «3+3» является приоритетом для России, Ирана и Турции. Насколько этот проект исходит из интересов Армении? Полагаю, что заявление того же посла ИРИ в Армении в очередной раз охарактеризовавшего неприкосновенность 46-километровой границы с Арменией как приоритет для Тегерана является некоей гарантией безопасности для Армении. Соответственно, наш отказ от участия в «3+3″ может привести к дополнительным вызовам и угрозам», — считает он.
На взгляд эксперта, под видом участия в «3+3» Армении сейчас пытаются навязать реализацию проекта «Зангезурского коридора» исходящего из интересов всего региона. В то время как он является всего лишь желанием турецко-азербайджанского тандема. В этом свете, Карапетян считает, что относительно данного проекта между странами «3+3» есть консенсус относительно представления «коридора» как одного из своих требований, на не требования одного Баку.
Карапетян считает, что в таком коридоре принцип суверенитета будет сохранен, однако, передвижение будет осуществляться в упрощенном режиме, что также содержит для Армении чья территория станет транзитной зоной серьезные риски. Экстерриториальным дорога через Сюник, на его взгляд, может стать в случае если Армения не найдет общий язык с региональными центрами силы. Поскольку, согласно его впечатлению, среди них в этом вопросе уже есть консенсус.
«Экстерриториальный коридор является последним вариантом на случай отказа Армении и развязывания очередной азербайджанской агрессии на сюникском направлении после проведения климатического саммита COP-29 с целью его реализации. Отсюда попытки Тегерана обеспечить еще одну гарантию безопасности посредством «3+3″ с целью удержать Азербайджан от подобного шага», — подытожил он.