ДАЙДЖЕСТ: |
Дорогой Никита Сергеевич!
Бывшая Терская область, особенно Чечено-Ингушская республика, мне хорошо известны и особенно дороги, потому что здесь я принимал активное участие в I -ые годы борьбы за Советскую власть. Именно в эти годы я узнал и полюбил народы чеченцев и ингушей, с которыми пришлось делить и горечь поражений, и гордость победоносных достижений.
Узнав о выселении чеченцев и ингушей из родных долин и ущелий, переживал это народное бедствие с большей остротой, чем свое личное несчастье - тюрьма, лагерь, ссылка. А их политическую реабилитацию и создание Чечено-Ингушской Республики воспринял как личный праздник и радость по поводу возврата к принципам подлинно ленинской национальной политики. В дни 40-летия Советской власти я счел своей обязанностью выехать в вновь возрожденную Чечено-Ингушетию. Мои впечатления от поездки настолько противоречивы, что не дают возможность рассказать о них в обычном газетном очерке. Но рассказать надо.
С тем, что испытали чеченцы и ингуши при выселении и ссылке, рассказывать не имеет смысла. В ЦК, несомненно, имеются более полные и более точные и разносторонние материалы. Меня в 1-ю очередь поразила очень мало потускневшая обида, которую до сих пор ощущают и переживают чеченцы и ингуши, за те оскорбления, за те физические лишения, перенесенные ими за годы ссылки. И у интеллигенции, и у простых людей, у партийных и беспартийных, молодых и пожилых свято хранятся в памяти годы борьбы с российской контрреволюцией. В те годы Чечено-Ингушетия потеряла десятки аулов, на кладбищах выросли целые рощи шестов с флажками - знаков смерти в бою с белогвардейцами. Так, например, аул Алхан-Юрт только за два дня боя в апреле 1919 года потерял до 500 человек убитыми, а весь аул был ограблен и уничтожен. Память о славном прошлом, о тех годах, когда Чечня и Ингушетия с помощью русских товарищей, под знаменем нашей партии порывала со средне вековым панисламизмом и начала развивать национальную культуру социалистическую по содержанию, - эти годы на века вошли в душу народа. И они не искоренились. А годы тяжелого изгнания еще более повысили значимость прошлого.
Возвращение горцев было актом мудрости ленинской национальной политики партии и величайшей гуманности. Как же шло и идет возвращение изгнанников, реабилитация оскорбленных народов? Надо, во-первых, подготовить русское население к предстоящему, возвращению чеченцев и ингушей в родные селения. Эту подготовку под непосредственным руководством секретаря обкома КПСС Яковлева начали с передвижки воинских частей в те районы, куда приезжали изгнанники. И вообще Яковлев открыто заявляет, что возвращение чеченцев и ингушей - большая ошибка. При такой принципиальной политике обкома, естественно, русское население не только не было подготовлено к встрече изгнанников, но среди него широко развилось и укрепилось обывательское мнение и убеждение, что вообще чеченцы и ингуши - бандиты, воры, пособники Гитлера и пр. пр. Никакого противодействия этой провокационной болтовне ни партийные, ни советские органы не давали и не дают. Не было проведено и организационных мероприятий по встрече изгнанников. Ехали десятки тысяч семей-мужчин и женщин, стариков, детей и никакой встречи организовано не было. Их встречали только усиленные воинские части, милицейские мероприятия. А в результате народ нес жертвы - усилилась смертность, особенно детская.
С чечено-ингушской массой, разбросанной по Казахстану и Киргизии, тоже не было проведено ни агитационной, ни пропагандистской, ни организационной работы . Обком, руководимый Яковлевым, выполняет решения 20 съезда партии и ЦК таким образом , чтобы создать почву для дальнейшего межнационального конфликта. Так ряд ингушских селений - Базоркино, Ангушт и ряд других остались в границах Осетии. Зная о давней ингушско-осетинской вражде, почти погасшей в 20-х годах, это, значит, посеять национальную рознь там, где её не было даже во время царизма.
Чеченцев пытаются подселять к казакам Сунженской и Терской линии, т. е. опять таки разжигается полузабытая вражда казаков и чеченцев. То же самое на границе с Дагестаном. Там ряд селений заняты аварцами. К моменту прибытия чеченцев и ингушей аварцы не были выселены. Чеченцы расселились с семьями около своих же домов на снегу и затем за свои собственные деньги покупали у аварцев свои же дома. Все велось и ведется таким образом, чтобы вызвать эксцессы со стороны изгнанников и против партийно-советских мероприятий, и против тех, кто заселил их селения - осетин, аварцев, грузин, русских. И эти эксцессы были, и есть, и к сожалению будут, если не изменится позиция и практика обкома партии по отношению к изгнанникам, если руководящие работники не поймут полностью ленинской национальной - политики.
Организация Чечено-Ингушской республики удачно совпала с подготовкой к 40-летию Октябрьской революции? Восстановив политическую правду 1-ых лет революции в бывшей Терской области, обком партии нашел бы превосходный материал для цементирования дружбы между чеченцами и русскими, ингушами. Именно в силу этой дружбы между чеченцами и ингушами, русскими, осетинами и кабардинцами в первые годы- революции была разгромлена русская и панислисламистская контрреволюция с её представителями Бичераховым,
Деникиным, Чуликовым, Узун - Хаджи, Али Митаевым и другими. Однако в подготовке к 40-летию шел по обычной бюрократической тропе с оглядкой «как бы чего не вышло», с чем или о ком разрешено говорить, а с кем или о чем нельзя говорить.
Я, активный участник революционной борьбы на Кавказе, еще в феврале текущего года я послал в обком повесть о 1-ых годах революции в районе Грозного, и, главное, просил указать, в каком виде требуется мое участие в подготовке к сорокалетию. Обком молчал три месяца. Я вежливо напомнил о своем предложении. И опять 2 месяца молчания. Тогда я попросил ЦК партии напомнить обкому о необходимости хотя бы соблюдать хотя бы простую вежливость. Только после этого обком сообщил, что повесть включена в план 1958 года, а о моем участии в подготовке 40-летия ни слова. И в то же время все грозненские организации широко пользовались услугами наглых спекулянтов или ловцов лавровых листов, не имеющих на то достаточных данных (Кучин, Михайлик, Привелов.) В 1922 году Кучину было 12 лет, Михайлик-эсер, Привелов -рядовой самообороны.
В результате усилий этих, с позволения сказать, «ветеранов» в Грозном создана пьеса «Это было в Грозном» и в дни 40-летия поставлена в грозненском драмтеатре. И содержание пьесы, и ее постановка в грозненском драмтеатре – свидетельство позорного отношения обкома партии к истории революционной борьбы в Грозном и прилегающих районов, его непонимания сложности борьбы и партийной работы, которая велась здесь под руководством Кирова, Орджоникидзе, Анисимова, Гикало, Шерипова и многих других сложивших кости за дело революции. Это незнание и непонимание прошлого, бюрократическое отношение к решениям 20 съезда и привело к тому, что ряд действий обкома оскорбляет национальные чувства и достоинства чеченцев и ингушей. Так, все горцы знают, что их выселение с Кавказа последовало по распоряжению Сталина и проведено жесточайшими мерами Берия. Хорошо помнят чеченцы и высказывание старого «покровителя» Кавказа времен Николая генерала Ермолова. Он в те времена сказал: «Я добьюсь того, чтобы не было ни одного чеченца». И пытался сделать это – сотни тысяч чеченцев живут сейчас в Турции и Сирии.
Уважая чувства глубоко оскорбленного народа, надо бы некоторые имена убрать с улиц и площадей города, хотя бы в музей. Нет, сброшенный памятник Ермолову был опять восстановлен, а в дни 40-летия улицу Красных фронтовиков переименовали в ул. Имени Сталина, а память о прошлом была уничтожена и уничтожен памятник Асланбеку Шерипову, стала безымянной и площадь Гикало, исчез памятник партизанскому отряду.
Я спросил секретаря Назрановского райкома партии, известно ли ему когда возникла ингушская организация коммунистической партии, и кто был ее основателем. Он этого не знал. Не знает и обком партии и не интересуется историей борьбы нашей партии за горскую бедноту, за отрыв от засилья кулаков и мулл. Но нельзя вырвать из памяти народа страницы его славного прошлого, нельзя вырвать имена его героев. Народ о них слагает песни и легенды. Чечено-ингушский народ и те русские, которые вместе с ними боролись с белогвардейцами помнят свое прошлое и очень его ценят. Я спросил секретаря обкома Фоменко, ведающего отделом пропаганды, известна ли ему могила Асланбека Шерипова и в каком она в состоянии? Он посоветовал обратиться в музей краеведения. Я поехал в горы , и там простые горцы привели меня на могилу 1-го чеченца-коммуниста, погибшего еще в 1919 году за советскую власть. Могила заросла бурьяном…
Группа чечено-ингушских работников, глубоко заинтересованных в сохранении исторической правды, выдвинула ряд предложений для увековечивания исторических имен, дат и мест. Обком партии обычным канцелярским путем передал на рассмотрение оргкомитета ЧИАССР, а оргкомитет в день 40-летия не прибил ни одной мемориальной доски под предлогом, что вопросы надо согласовать с центром. В дни 40-летия вышла только одна брошюра «Воспоминания бывшего командующего Сунженской линии тов. Дьякова». Но была из каких то личных интересов задержана книга, характеризующая деятельность штаба Гикало и его сподвижников. Боязливость,оглядка на «центр», работа по шаблону, по штампам характерна для обкома и оргкомитета.. Характерно, что когда простые люди Чечни и Ингушетии узнали о въезде в Грозный бывшего помошника Гикало, 1-го военкома Чечни, очень многие стремились повидаться с ним, хотя бы просто пожать руку. А председатель оргкомитета тов. Гайрбеков не пожелал даже принять меня для беседы по ряду вопросов, связанных с национальным достоинством чеченцев и ингушей, материальным устройством возвращенных и прочее. Так мне хотелось бы его спросить:
1.Что делает оргкомитет для ликвидации такого дикого положеия, когда приезжий покупает за собственные деньги свою же саклю у того, кто поселился в ней за время отсутствия хозяина?
2.Почему исконно ингушские селения Базоркино и ряд других остались в Осетии?
3.Почему казаков сунженских станиц, переселившихся в глубь Чечни, оставляют на месте, а возвращающихся чеченцев заставляют строиться в станицах? Это что, особый вид национальной политики или метод быстрой ассимиляции чеченцев?
4.Почему оргбюро не смогло взять на себя такую «великую» ответственность, как, например, в дни 40-летия на месте бывшей слободы Воздвиженской, исторической во многих отношениях, поставить обелиск с мемориальной доской?
И еще ряд «почему», но Гайрбеков не пожелал их выслушивать потому, что на них трудно ответить (без краски стыда за свою роль в реабилитации собственного народа, нормального устройства возвращенцев).
Я должен отметить, что возвращающиеся чеченцы и ингуши у всякого не предубежденного человека вызывают чувство глубокого уважения к ним. Их любовь к родным ущельям и долинам может служить прекрасным образцом любви к своей Родине, к истории своего народа, к своим памятникам и могилам. Многие возвращающиеся везут кости родственников, умерших в Казахстане к себе на Родину, чтобы похоронить их в родной земле. При приезде мужчины и женщины становились на колени и целовали родную землю, вознося молитвы за тех, кто разрешил вернуться к могилам отцов.
Первое дело, за которое принимались возвращенцы - то очищение захламленных кладбищ, восстановление изгородей, приведение в порядок могил отцов и дедов. А бывший председатель ревкома с. Алхан-Юрт Денильханов первым делом взял под охрану полуразрушенный памятник погибшим бойцам в 1919 году, поставленный по указанию Калинина и Ворошилова..
Так как большая часть домов разрушена, то чеченцы и ингуши принялись за новое строительство. Количество новых домов и качество постройки, учитывая, что с приезда первых семей прошло всего полгода, вызывает восхищение. В культурном росте за время выселения Чечено-Ингушетия, конечно, деградировала. Но уже и то, что сохранилось, и те новые стремления, которые выявляются среди старшего поколения, дают основания считать: чечено-ингушский народ - вольнолюбивый и смелый, трудовой и одаренный, при умном и чутком руководстве быстро залечит тяжелую общественную травму и драгоценные крупицы социалистической культуры в общественном фонде народов страны Советов.
А.Костерин Москва-69 Трубниковский 19 кв.18
Справка: Алексей Евграфович Костерин — советский писатель, общественный деятель, диссидент. Участник Гражданской войны, борец за установление Советской власти на Кавказе.
КРАСНОДАР. Стали известны детали ареста имущества экс-главы Сочи
ИНГУШЕТИЯ. Калиматов рассказал о росте темпов промпроизводства в Ингушетии
СЕВАСТОПОЛЬ. Глава Севастополя рассказал, как в городе спасают недоношенных детей
СТАВРОПОЛЬЕ. Теплицы Ставрополья стали давать на 20% больше овощей
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе раскрыта схема с фальшивыми земельными документами
КРАСНОДАР. На Кубани осудили шпиона за сбор информации об инфраструктуре Сочи
ВСУ ночью нанесли удар 6 ракетами ATACMS по Брянской области — Минобороны РФ
КРАСНОДАР. В Сочи открыли после реконструкции многопрофильную площадку лицея №95