ЧЕЧНЯ. Абдул-Азиз Шаптукаев, известный как Докку-Шейх (1838–1914), — выдающийся чеченский религиозный деятель, богослов и общественный деятель, чья жизнь олицетворяла духовное сопротивление, просвещение и стремление к миру в сложную эпоху имперского давления и внутренних конфликтов.
Родившись в 1838 году в селе Девкар-Эвла (ныне Толстой-Юрт) в семье из тайпа зандакой, он с ранних лет проявил тягу к знаниям. Получив образование в медресе Энгель-Юрта, он учился бок о бок с будущими ключевыми фигурами чеченской духовной элиты — Усманом-Хаджи и Элах-Муллой Дебировым. Эти связи определили его дальнейший путь: после окончания учёбы Докку-Шейх стал ближайшим помощником Элах-Муллы, председателя Махкама — традиционного горского суда, совмещавшего шариатское право и народные обычаи.
После ареста Элах-Муллы российскими властями Докку-Шейх не отступил, а, напротив, взял на себя продолжение его миссии — религиозного наставничества, правосудия и просветительства. Он стал одним из ведущих шейхов Чечни, сохраняя авторитет как среди духовенства, так и среди мирян.
Его влияние вышло далеко за пределы религиозной сферы. В 1905–1906 годах он выполнял дипломатическую миссию, направленную на урегулирование межэтнических конфликтов в Терской области — в условиях революционных потрясений и обострения межнациональных противоречий его посредничество стало важным фактором стабилизации.
В апреле 1909 года, уже в статусе кадия Надтеречного участка Грозненского округа, Докку-Шейх участвовал в съезде представителей туземных народов в Грозном, где поднимались вопросы самоуправления, правосудия и культурной автономии.
Однако его независимая позиция и связь с народным сопротивлением не остались незамеченными властями. В октябре 1911 года он был сослан в Калугу по обвинению в пособничестве легендарному абреку Зелимхану — символу антиколониального сопротивления. Лишь через полгода, в апреле 1912-го, ему разрешили вернуться на родину.
Абдул-Азиз Шаптукаев скончался 13 сентября 1914 года, застав в России канун Первой мировой войны — эпоху, которая окончательно изменит судьбу Кавказа. Но его наследие — верность вере, справедливости и народу — осталось в памяти поколений как пример непреклонного, но мирного служения.
Докку-Шейх — не просто историческая фигура, а мост между традицией и модерном, между шариатом и адатом, между сопротивлением и созиданием.
checheninfo.ru