ЧЕЧНЯ. Сугаип-Мулла Гайсумов (СухIаиб-молла)(1837-1932) чеченский религиозный и общественный деятель, учёный-богослов, шейх, литератор и просветитель.
Родился в селе Белгатой, принадлежал к тейпу Белгатой. Его отец Гойсум-Мулла был духовным авторитетом во второй половине XIX века. В 1850-е гг. Гойсум-Мулла с семьёй переехал в село Агишты. Под наставничеством отца Сугаип получил религиозное образование. Уже в юные годы он считался непревзойденным арабистом, уже в 15 лет он знал Коран наизусть (таких в исламском обществе называют «хафиз»).
Долго работал кадием (судьёй шариатского суда) Веденского и Грозненского округов Терской области. В течении сорока лет Сугаип-Мулла был муллой в селе Шали. В 1911 г. был сослан в Калугу.
Сугаип-мулла понимал, что чеченцы не знали арабского языка, что они не могли изучать Коран, шариат, исламскую литературу, которые из-за отсутствия алимов невозможно было перевести на чеченский язык. Сугаип-мулла сам пытался осуществить переводы основных требований, которые предъявляются исламом к верующему.
Как отмечает А. Духаев, Сугаип-мулла был автором арабо-графических текстов «Правописание ЧIа, Ча, Кха, КIа, Га, ЦIа, Ца и их смысл», «Намаз на чеченском языке», «Надежда на справедливость», «Просвещение для народа», «Корни международного Корана», «Словарь на пяти языках», изданных в Темир-Хан-Шура (Буйнакск). Кроме того, он писал стихи на чеченском языке, основанном на арабском графике – аджам. У него была большая библиотека. После его ареста в годы Советской власти из его дома на 13 арбах были вывезены книги религиозного содержания и его личные рукописи.
В Темир-Хан-Шуре (ныне город Буйнакск) были изданы семь наименований книг и трактатов Сугаипа-муллы на различные религиозные темы, в том числе и по истории ислама, ритуальным практикам и даже по чеченскому языку. В 1904-1905 гг. Сугаип-мулла разработал оригинальную графику чеченской письменности на основе арабского языка, называемой аджам.
В 1924, и в 1928 годах советская власть его подвергала аресту, причиной тому – его религиозный авторитет. Это происходит независимо от того, что он выступал в 1923 г. на съезде чеченского народа в присутствии С.М. Буденного и А.М. Микояна и призывал народ признать советскую власть. Но его речь ни в устной, ни в письменной форме не сохранилась.
Умер в 1932 г. в Шали, где и был похоронен на сельском кладбище.