Яндекс.Метрика
Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. История села Новые Атаги


ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. История села Новые Атаги

ЧЕЧНЯ. Самое дорогое и святое для человека – это его родители и семья. После них – это его дом родной, село или место, где он родился и его отчизна, которую еще называют громким словом – Родина. Мне, как и многим чеченцам эпохи репрессий, не посчастливилось родиться на родине своих предков, и от этого я чувствовал какую-то необъяснимую ущербность. Только родная земля, мне кажется, может дать человеку то, что ему необходимо. Чтобы стать тем, кто он есть – он должен родиться на этой земле, с молоком матери впитать в себя все соки из земли своих предков, есть то, что на нем произрастает и дышать воздухом родного края. Только тогда к нему перейдут незримая память и качества его народа. Нам это нужно, чтобы не стать «Иванами, не помнящими родства».

Село, где жили мои предки – Новые–Атаги или Жима-АтагIа. Расположено в южной предгорной части Чечни: на правом берегу реки Аргун, западнее Шалей и восточнее Старых-Атагов. Оно славилось в прошлом людьми мягкого нрава (эсала атагIой), красивыми девушками и мастерами холодного и огнестрельного оружия.

Достопримечательности села – это мечеть, построенная в1912-1913гг., мемориал в честь участников ВОВ в 1990году и зиарат Мудара. На днях ко мне попала фотография родного села снятая в 1952 году вовремя нашего выселения в Среднюю Азию. Эту фотографию подарила атагинцу Арсагираеву Абдулле, русская учительница, которая жила и работала вовремя и после нашего выселения в нашем селе. На фотографии, в центре, четко виднеется самый высокий объект села - мечеть (снята с южной стороны), в левой стороне на окраине села виден высокий берег реки Аргун со стороны села Старые – Атаги, а севернее на горизонте – гора «Сюйра- корт», где находятся населенные пункты: поселок Гикало, 20-ый, 56-ой участки, Новые Алды, Черноречье и Старые промысла. Видны редкие дома и развалины от бывших домов. Не видно изгородей и не чувствуется присутствия большого количества людей. На переднем плане на окраине села пасутся овцы, одинокая лошадь и невдалеке стоит пастух. Не понятно это взрослый человек или подросток. Такое ощущение, что это все население села и только. По тени на минарете видно, что снимок сделан в послеобеденное время. Минарет реставрирован в 90-х г. прошлого века, после удара молнии.

После нашей депортации село переименовали в село «Майское». До выселения главная центральная дорога делилась пополам речкой протекающей через все село. А после возвращения она была цельной, и речка протекала с одной стороны дороги. Это были порядки пришлых людей, которых насильно загнали в Чечню. Из мечети сделали зерносклад, так как, власти отделили религию от государства, а точнее запретили.

Старожилы рассказывали, что они слышали от людей, которые жили в наших краях 13 лет, когда мы были в высылке, что наша земля и деревья из за засухи не плодоносили, а зимы были крепкие. Один лишь виноград разводили на полях. Из него выжимали сок прямо на поле в специальной бетонной яме ногами и отвозили на винзавод. Даже наша земля и природа протестовали против несправедливости, как выселение обитателей, которые тысячелетиями жили на ней. А когда мы приехали, это помню даже я, из-за дождей реки выходили из берегов. Это мне кажется, было, бурное выражение радости нашей земли и природы по поводу того, что мы вернулись. На нашей земле тогда жили русские, татары и украинцы, высланные со своих земель и дагестанцы, которые переселились добровольно. Когда чеченцы возвратились на родину, кроме дагестанцев, другие народы освобождали наши жилища добровольно и безвозмездно, а они требовали у нас выкупить наши же дома. Если не выкупали, то разбирали дома и увозили стройматериал. Мои родители рассказывали, когда наши дети дотрагивались до фруктовых деревьев, которые были посажены их родителями, то дагестанцы возмущались и кричали, оскорбляя чеченских детей.

Имущество чеченцев во время выселения досталось государству, армии и нечистым на руку военным начальникам. По пути и в высылке умерла половина нации. Приехали домой и без помощи государства опять отстроились. Хотя государство признает факт геноцида нашего народа, оно не торопится возместить ущерб в полном объеме. За десять тысяч, которые нам предлагают, не купишь даже взрослую корову, а, сколько скотины, помимо прочего добра оставили наши родители, когда их выселяли. Это откровенное издевательство государства над нашим народом и не признание наших гражданских прав, как граждан России и вообще, как людей.

В порыве пьяного угара во время первой войны президент России Борис Ельцин сказал в телеэфир следующие слова: «Нам нужна Чечня без чеченцев» - вот и объяснение всему, что происходило с чеченским народом последние три века.

Сегодня наша республика и в частности село Новые-Атаги хорошеют: ремонтируются школы, больница, начали асфальтировать дороги, намечается ремонт центральной мечети. Это благодаря руководству республики, которое взяло курс на возрождение республики. Как говорится в пословице: «Есть время разбрасывать камни и есть время собирать. Слава Всевышнему за то, что и мы дождались эпохи созидания!

Гл. специалист Архивного Управления ЧР Бибулатов В.М.
Газета «Молодежная смена» № 74 (485) от 22 сентября 2007 года



checheninfo.ru



Время в Грозном

   

Горячие новости


Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru


Наши партнеры

gordaloy  Абрек