ДАЙДЖЕСТ: |
В Чеченской Республике в семейном воспитании особое место занимает использование прогрессивных народных традиций и обычаев. Это обстоятельство определяет стратегическую линию в развитии духовно-нравственного воспитания в семье. Приоритет в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения должен принадлежать семье как воспитательному институту для реализации развития задатков и способностей личности. Нормальные нравственные отношения, атмосфера понимания в семье определяют гуманистическую направленность воспитания личности.
Отсюда взаимодействие по системе: личность – семья – общество. Первичным является человек, семья; вторичным – общество и любые его институты. Не семья помощник общества, а общество должно всемерно помогать поддерживать семью.
Духовно-нравственное воспитание в современной чеченской семье происходит по принципу максимальной адаптации в реальной жизни. Сущность его состоит в том, что ребенок как член семьи, взаимодействующий с социальной и природной средой, находит с помощью взрослых адекватные пути и способы выживания, принимает посильное участие во всех делах семейного сообщества. В процессе этой деятельности происходит социализация его личности. Для воспитания детей не готовят какие-то специальные «тепличные» условия, все необходимое в жизни они познают и приобретают в деятельности. В процессе повседневного участия в работе, ребенок вырабатывает в себе такие необходимы качества, как самостоятельность, творческий подход к решению возникающих задач.
В современных условиях семейное чеченское воспитание в некоторой степени сохранило черты исторически отдаленного времени, сохранив идущие из глубины веков традиции и ценности.
Специфика семейного воспитания чеченской народной педагогики располагает нормами и нравственными ценностями, составляющим этническую основу жизни людей. Она связана со способностью придерживаться твердых правил поведения и не отступать от них.
Чеченская семья обладает рядом значительных факторов, способствующих формированию у детей прочных нравственных и трудовых качеств, представляющих собой фундамент в формировании духовно-нравственной личности.
Наблюдение за состоянием определенной части в современных чеченских семьях приводит к выводу о том, что многие беды, бездуховность, аморальность в них объясняется потерей национальных семейных традиций, нравственных и трудовых ценностей, ослаблением родственных и просто человеческих связей.
Все это говорит о деформации социально-нравственных ориентиров.
Опыт многих поколений доказал, что социально-педагогическая модель настоящего чеченца предполагает всестороннее физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание. В центре этого процесса поставлено воспитание семьянина, продолжателя рода, будущего отца, будущей матери.
Спецификой чеченской народной педагогики являются гуманные методы педагогического воздействия, а именно: способствовать проявлению в ребенке любви и совести добротой и лаской, развитие человечности, добродетели убеждением и личным примером. Система средств и методов воспитания исключает подавление, телесное наказание, унижавшие достоинство личности ребенка. Даже грубый окрик в случае непослушания ребенка осуждается общественным мнением и воспринимается как оскорбление и того, кто кричит, и того, на кого кричат.
Мужчины придают особый смысл этому обычаю: «Бить меньшего – значить унижать». «Битый и униженный гордым, смелым не вырастет», то есть они знают, какой вред может принести физическое наказание, понимают, что озлобляет детей, развращает родителей. Отмечают, что жестокость и хула не только ожесточают людей, но и губят их.
Народная педагогика ограничивала и женщин в применении физических наказаний, так как это приводит к изменению психологического равновесия ребенка и нарушению таких традиций, как почтение к матери, любовь к близким. Кроме того, у мальчиков неосознанно формируется агрессивная установка вообще к взрослой женщине.
Чеченцы, следуя обычаю «не поднимать руки друг на друга», воспитывали такие ценные качества, как гордость, свободолюбие, гуманность, достоинство, стыдливость, милосердие, почтение к старшим.
Духовно-нравственный характер семейного воспитания ярко проявляется в такой традиции чеченцев, как гостеприимство – образец уважения к людям. Этому замечательному обычаю «хьошалла» чеченцы следовали всегда. Гость для чеченца священное лицо, защита его жизни, чести, имущества является обязанностью хозяина. В чеченской семье гостеприимство считается неотъемлемой частью человечности, а кто не уважает гостя, тот не пользуется уважением окружающих. Этот неписаный, но строго соблюдаемый закон предписывает быть снисходительным даже к врагу, если он пришел в твой дом, и стал твоим гостем.
Этому священному закону, обязательному для всех людей, чеченцы приучают своих детей с детства. Педагогическая ценность этой традиции, заключается не только в том, что наглядным путем непосредственного наблюдения передаются навыки и умения принимать гостей, но и «в том, что это приучает детей отдавать свои силы творению добра для другого человека». Этот обычай служит фактором воспитания культуры межличностного общения, черт альтруизма.
Было выявлено, что соотношение интернационального и национально-специфического в функционировании семейно-бытовых обычаев и традиций варьируется в зависимости от типа семьи. В этом плане мы условно выделим три типа семьи: традиционные, промежуточные и ассимилированные семьи. Следует отметить, что семья у чеченцев – это не только мать, отец, дети. Семья – это еще дедушка, бабушка, тети, дяди, которые живут вместе с ними или же отдельно от них, но очень близко. И не только родственные отношения, но и этические нормы поведения и общения обязательны для чеченской семьи; она (семья) строится на принципах уважения и почитания старших. Повторяясь, следует отметить, что основной, существенной чертой бытующих у чеченцев отношений есть уважительное отношение к родителям, и вообще к старшим. У чеченцев не только сын или дочь, но и все другие члены семьи, в том числе и внуки, заботятся о стариках.
Как мы отмечали, дети называют деда «вокха дада» или «дада», бабушку – «нана» или «йоккха нана», сестер и братьев отца – «деци», «ваша» и т.д.
Как нам представляется, этнопедагогическое пространство чеченской семьи является тем воспитывающим полем личности, которое основано на традициях и обычаях народа, воплощающее в себе присущий чеченцам испокон веков менталитет. Оно определяет дальнейшую судьбу человека, все его поступки и деяния. Потенциал, заложенный с детства в семье, позволит ребенку, будущему взрослому члену общества, свободно ориентироваться не только в своей этнической среде, но и в любой другой
По материалам А.Х. Саракаевой
АБХАЗИЯ. Команда экс-главы Абхазии примет участие в президентских выборах
Заммэра: На новогоднее оформление Еревана будет потрачено около 550 млн. драмов
КАРАБАХ. Израиль молит Россию о помощи?! | Алексей Наумов. Разбор
С. ОСЕТИЯ. Во Владикавказе открыли североосетинский военно-социальный центр поддержки участников СВО
КРАСНОДАР. Кубань присоединилась к эксперименту по новому налоговому режиму
КРАСНОДАР. На Кубани ввели штраф за парковку авто на клумбах и газонах
КРАСНОДАР. На Кубани начнут штрафовать за парковку на газонах