ДАЙДЖЕСТ: |
К середине мая 1921 г. закончились боевые действия частей Красной армии и партизанских отрядов по подавлению антисоветского восстания. Предводитель восстания Нажмуддин Гоцинский, скрываясь на алмакских хуторах Хасавюртовского округа, прилагал усилия, чтобы вновь организовать единомышленников к дальнейшей борьбе. Для восстановления прерванной связи с эмигрантскими центрами за границу был отправлен бывший офицер «Дикой дивизии» Ахмед Хан Аварский.
«Последний в 1922г. возбудил перед Советом Лиги Наций ходатайство о признании Гоцинского главой «будущего независимого государства на Кавказе» и оказании помощи в свержении Советской власти». /1, С.36/ Идею поддержали и Н.Гоцинскому была обещана помощь.
В том же году в Стамбуле создается политическая организация «Анатолий Шеркет», законспирированная под коммерческое предприятие.
«Фирма «Анатолий Шеркет» была организована Ханом Аварским на 1 млн. рублей, которые дал я, — сообщал впоследствии на допросе Н.Гоцинский. – Кроме того Франция ежемесячно выплачивала фирме по 9 тыс. рублей. Доходы с этой фирмы должны были идти на дело освобождения Кавказа» /2, С.20/
Н.Гоцинский установил связь с главарями действующих группировок в Чечне и Ингушетии А.Митаевым и А.Шамилевым, готовых по первому сигналу выступить против Советской власти.
В непростой внутриполитической обстановке, сложившейся в данном регионе органы Советской власти применяли меры по предотвращению действий группировок, такие как, административная высылка пособников, укрывателей, изъятие оружия у населения и т.д.
«Сочетание карательных мер с широкой агитационно-массовой работой стало сказываться». (3, С.68) В конце ноября 1923г. при содействии советских органов в с.Кахиб был проведен съезд мусульман Дагестана. В своем воззвании съезд призвал верующих к борьбе против Гоцинского и его банд. (4, С.3) Эти и другие действия чекистов затруднили деятельность повстанцев и в декабре 1923г. Н.Гоцинский через своего родственника подполковника З.Доногуева сообщил в Даг.отдел ОГПУ о своем желании прекратить сопротивление.
Однако, в 20-х числах февраля 1924 г. в ставку Гоцинского прибыли два агента английской разведки под видом инженеров, производивших промышленную разведку в горах. Агенты заверили Гоцинского в поддержке со стороны Англии и передали последнему деньги для дальнейшей подготовки организации борьбы. Изменив свое решение выйти с повинной, Гоцинский сочиняет «Ноту Советскому правительству», в которой клеймит политику большевиков и через посредников пытается переслать ее руководителям Советской власти для ознакомления.
15 апреля 1924 г. на хуторе Нижелой Шатоевского округа Гоцинский созывает сбор (около 100 чел.) на котором было оглашено письмо Саид Бея Шамиля. В послании говорилось о скором приезде внука Шамиля, о получении партии оружия, о денежной помощи и др. Собравашиеся наметили мероприятия для дальнейшей борьбы против Советской власти.
В конце апреля 1924 г. оперативный отряд сотрудников Даг.отдела и бойцов 48-го дивизиона ОГПУ начал операцию по ликвидации ставки Гоцинского, находящейся в районе 4-го участка Хасавюртовского округа (ныне Казбековский район).
12 мая операция была успешно завершена полной ликвидацией «дылымской» базы Гоцинского с взятием в плен около 100 повстанцев.
В это же время Чеченским отделом ОГПУ был арестован Али Митаев, что лишило Гоцинского опоры в Чечне.
19 мая 1924г. Гоцинский вновь через З. Доногуева обратился в Даг.отдел ОГПУ с предложением о встрече, однако, со стороны чекистов в переговорах было отказано.
«Одной из главных причин, побудивших Гоцинского к такому трюку, являлось то, что он, как и в конце 1922г., реальной помощи от империалистов не получил». (5, С.66)
В сентябре 1924 г. через Батуми от англичан поступила партия оружия и мануфактура. Захват Гоцинским крепостей Ботлих, Ведено, Шатой должен был послужить сигналом для начала нового антисоветского восстания.
В апреле 1925 г. в сел. Зумсой состоялась встреча Гоцинского с майором английской армии Вильямсом и турком-переводчиком Халилом. От англичан вновь была получена гарантия на поддержку восстания.
«Он (Вильямс –Авт.) заверил меня, что Англия твердо решила изгнать большевиков из Кавказа, а для этого готова организовать восстание, обеспечить оружием и всем необходимым, в том числе и высадкой десанты на черноморском побережье». (6, С.20) Такой поворот дела поднял дух в повстанческом лагере.
«В свою очередь представительство ОГПУ на Северном Кавказе разработало план решительных действий по ликвидации очагов враждебных группировок и в составе сотрудников и бойцов Дагестанского, Чеченского, Владикавказского, Терского, Кабардино-Балкарского отделов ОГПУ совместно с частями Красной Армии под общим руководством полномочного представителя ОГПУ на Сев.Кавказе Е.Г. Евдокимова и командующего войсками Северо-Кавкасзкого военного округа И.П. Уборевича, действуя по плану, начали одновременно сжимать кольцо вокруг банд Гоцинского…» (7, С.74) Отряды повстанцев с боями стали отходить в лесистые места горной Чечни.
30 августа 1925 г. под хутором Ведучи произошел бой, в результате, которого повстанцы отступили в Дайское ущелье, а затем в течение четырех дней были разбиты.
5 сентября специальная оперативная группа в составе начальника Чеченского отдела ОГПУ С.Н.Миронова, его заместителя Г.Г.Крафта, бывшего заместителя начальника Даготдела ОГПУ Л.И.Когана и других арестовала Н.Гоцинского и некоторых его сподвижников.
По воспоминаниям жителя сел. Гаквари Абдурахманова Сажида в годы его учебы в сел Гима «советские власти обещали большое вознаграждение тому, кто укажет место, где скрывался имам Нажмуддин. В конце концов, по наводке некоторых местных предателей на хутор «Чай», где скрывался имам Нажмуддин послали посредников с предложением сдаться…Имам ответил, что он готов принять условия, если «советы» освободят 16 чеченцев из заключения, арестованных из-за него. Большевики согласились и выпустили задержанных». (8, С.18)
Абдурахманов С. был свидетелем выхода Н.Гоцинского к чекистам:
«Здесь же на берегу реки он сделал омовение, совершил намаз в два раката, прочитал молитву (дуа), хорошенько подтянул обвисший из-за похудения живот, обвязав его полотенцем (кинжал, пояс и газыри с черкески у него отобрали чекисты – Авт.).
Бросив взгляд в сторону предателей, имам сказал по-аварски: «С вами я буду говорить в день Страшного суда» (9, С.18)
15 октября 1925 г. суд приговорил Н.Гоцинского к высшей мере наказания – расстрелу.
Разгром Гоцинского в значительной степени был осуществлен силами отдельных частей 11-ой Красной армии, краснопартизанских отрядов, отделами ОГПУ, а также благодаря планомерной работе советскими органами по закреплению достигнутых успехов. Политические, социально-экономические и культурные изменения, происшедшие в Дагестане, вызвали к середине 20-х годов перелом в настроении трудовой массы горцев, взявшей курс на мирное созидание. Однако, это не означало, что с классовой борьбой было покончено.
Доного Хаджи Мурад, кандидат педагогических наук, доцент ДГУ
1. Чекисты Дагестана: Сборник. – Махачкала. 1985.
2. Дело №7695. Архивное уголовное дело на Н.Гоцинского // Ахульго, №3, 1999.
3. Сулейманов С.И. На страже завоеваний Октября. Махачкала. 1974.
4. Красный Дагестан. №262.1923.
5. Сулейманов С.И. Из истории чекистских органов Дагестана. Махачкала. 2000.
6. Дело № 7695. Архивное уголовное дело на Н.Гоцинского.
7. Сулейманов С.И. На страже завоеваний Октября.
8. Мухтаров У. Предания о Нажмуддине Гоцинском в Чечне.// Ахульго. №3, 1999.
СТАВРОПОЛЬЕ. Больше трети жителей Ставрополья встретят Новый год дома с семьей
КБР. КБР собирается резко нарастить мощности плодоовощехранилищ к 2030 году
СТАВРОПОЛЬЕ. Глава Ставрополья заявил об успешном выполнении дорожного нацпроекта
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию
ИНГУШЕТИЯ. Одиннадцатилетняя девочка скончалась в больнице после ДТП в Ингушетии
ГРУЗИЯ. Саакашвили призвал оппозицию перестать играть в балеринок в Грузии