ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. Общеизвестно, что нерусские народы Российской империи, составлявшие более 50 процентов ее населения, в массе своей поддержали партию большевиков в ее борьбе против царизма в надежде обрести свободу, национальную независимость и социальную справедливость. Чеченцы и ингуши, поверившие большевикам и их сторонникам из своей среды, пролили немало собственной и чужой крови под знаменами Октябрьской революции. Но лозунг большевиков о «праве наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства», для чеченского народа, как и для других малочисленных народов, на практике так и не был претворен в жизнь.
Уже первые мероприятия советской власти свидетельствовали о том, что реальная политика коммунистов ничего общего не имеет с лозунгами, которыми они вовлекли обездоленных горцев в борьбу «за светлое будущее». Национальные и социальные вопросы если и решались, то только в рамках ценностей «классовой борьбы пролетариата». Вместо обещанной свободы, равенства, земли, независимости, уважения национальных традиций и религии чеченцы и ингуши получили жесткий режим с чуждой их традициям социально-экономической системой.
Атеистическая идеология и практика большевиков, их деятельность по разжиганию социального конфликта внутри чечено-ингушского общества, пренебрежительное отношение к традициям и обычаям вайнахов, грабительская продразверстка вызвали вспышки недовольства новой властью. Следствием этого стало восстание против советской власти во главе с внуком Шамиля – Саид-Беком в августе 1920 года. Несмотря на небольшой ареал, восстание было серьезным вызовом советской власти. В подавлении этого восстания советские руководители использовали ту же стратегию и тактику, что в свое время царские генералы: непокорные горные аулы сравнивались с землей артиллерийским огнем, оставшееся в живых население уничтожалось или депортировалось. В мае 1921 года советским войскам удалось установить относительный порядок в наиболее крупных населенных пунктах Чечни. Но отдельные отряды повстанцев, отступив в горы, продолжали сопротивление. Многочисленные карательные походы в 1921-1924 годах ни разу не достигали полного успеха: повстанцы уходили в горы. В этот период в горных районах Чечни советской власти не существовало.
Если действия военных в борьбе против восставших горцев не отличались новизной, то политическая стратегия большевиков оказалась более гибкой и эффективной. Решающий вклад в ее разработку внесли Сталин, Киров, Орджоникидзе, Микоян и другие лидеры партии, хорошо знавшие условия Кавказа, психологию вайнахского народа. Цели этой стратегии – расколоть горцев, особенно духовенство, противопоставить светскую и мусульманскую интеллигенцию, натравить малоимущие слои населения на состоятельную часть общества. Большевики следовали старому принципу «разделяй и властвуй», разжигая соперничество между различными этническими, религиозными группами внутри горского общества.
В результате, им удалось организовать противостояние кумыков, даргинцев и лезгин аварцам, и поэтому восстание не распространилось в Центральный и Южный Дагестан. Коммунисты настраивали ингушей против чеченцев, горных чеченцев против равнинных и т.д. Одновременно на руководящие партийные и советские посты выдвигались авторитетные в народе коммунисты из лиц коренной национальности. Гибкая политика Т.Эльдарханова, Х.Атаева и др., их опора на авторитетных в народе и в тот период лояльных к советской власти шейхов А.Митаева, С.Гайсумова, помогли советской власти укрепиться в Чечне и Ингушетии. К тому же в годы нэпа имело место как оживление хозяйственной и культурной жизни, так и смягчение политического режима.
Однако вскоре, по мере усиления сталинского тоталитарного режима, ситуация в Северо-Кавказском регионе, как и в стране в целом, в корне меняется. Под нажимом центрального партийного руководства принудительно активизируется «процесс советизации» в Чечне и Ингушетии. Политическая линия Т.Эльдарханова и других горских коммунистов, ориентированная на эволюционный путь развития, поиск гражданского мира, учет местных особенностей, их стремление всерьез реализовать декларированное право на внутреннее самоуправление автономных горских областей, вызвали растущее раздражение у Сталина и его ставленников на местах. По их команде в Чечне и Ингушетии началась кампания борьбы с «буржуазно-националистическими» и религиозными предрассудками, пережитками прошлого, а по существу – с традиционным укладом жизни вайнахов, их культурой и традициями. Репрессии начались под маркой ликвидации т.н. «политического бандитизма» в Чечне. Под этим предлогом летом 1925 года в Чечне была проведена широкомасштабная «военная операция по разоружению Чеченской автономной области и изъятию главарей контрреволюции» - иначе говоря, массовые аресты и расправы.
Д.Гакаев «Очерки политической истории Чечни (ХХ век)»
АЗЕРБАЙДЖАН. Байрамов исключил возможность встреч между Баку и Ереваном до декабря
Ю.ОСЕТИЯ. Почему в Евросоюз больше не верят? | Алексей Наумов. Разбор
ВТБ вернул пенсионерам более 100 млн рублей, похищенных мошенниками
ИНГУШЕТИЯ. В с.п. Южное Малгобекского района открылся новый ФАП
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»