ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. В начале ХХ века, особенно в период трех русских революций, борьба горцев за свободу и землю вновь приобрела широкий размах. В ответ власти усилили военные действия против местного населения.
Однако внутриполитическая ситуация в России складывалась не в пользу царизма. На новом этапе ему противостояло демократическое движение, набирающее силу в самой России, в том числе леворадикальные политические партии, выступавшие под лозунгами классовой войны, интернациональной рабочей солидарности и борьбы за социализм.
Победу Февральской революции 1917г. и свержение царизма чеченцы, как и другие горские народы, приветствовали. Февраль-октябрь 1917 года и гражданская война явились для них продолжением борьбы за свободу, землю и свою государственность. Весной 1917 года усилиями известных светских и религиозных деятелей Кавказа был образован Союз горцев Кавказа, в котором участвовали и представители чеченского народа. Организованная часть чеченского общества первое время свои надежды на национальное возрождение Чечни связывала с Временным правительством, с новыми институтами местной власти.
Однако буржуазные и казачье-горские верхи не сумели поступиться своими социальными привилегиями. Политические устремления национальной буржуазии, клерикальной верхушки были направлены прежде всего на то, чтобы использовать революцию в целях утверждения и упрочения своего господства. Этой же цели служила и популярная в горской среде идея самоопределения и создания национального государства.
По мере развития революционного процесса, роста влияния леворадикальных социалистических партий консервативно настроенная политическая элита Чечни стала склоняться к союзу с военно-казачьими верхами России, способными, как им казалось, уберечь Кавказ от анархии. Революционные демократы Чечни Т.Эльдарханов, А.Шерипов, братья Мутушевы, воспринявшие идеи преобразования России на социалистических началах, наоборот, пришли к убеждению, что историческая перспектива горских народов, возможность их национального освобождения связаны с русской революционной демократией и что только в единстве с ней чеченский народ сможет добиться свободы, равенства, земли и создания собственной государственности.
После Октябрьской революции 1917 г. в Чечне и прилегающих к ней районах усилился процесс не только социально-классового и политического, но и национального размежевания. Большевистские лозунги о свободе личности, вероисповедания, равенства, земле крестьянам, предоставлении угнетенным народам права на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства нашли довольно широкий положительный отклик среди горского населения. Однако горцы воспринимали эти лозунги через призму традиционных национальных и религиозных ценностей. От советской власти они ожидали прежде всего личной свободы, национальной независимости, а главное – возвращения своих исконных земель, отторгнутых царизмом в пользу казачества.
В итоге, призывы к революционной борьбе, свержению существующей власти, пропаганда классовой ненависти в условиях Терской области, вместо долгожданной революции спровоцировали межнациональные войны. С октября 1917г. по март 1918г. в Терской области полыхает пламя межэтнических войн: чеченцы и ингуши нападают на казачьи станицы, в ответ казаки и солдаты громят чечено-ингушские аулы…
В этих условиях большевики, в расчете завоевать доверие как горцев, так и казачества, были вынуждены лавировать между интересами различных национальных групп. Так, им удалось привлечь на свою сторону значительную часть горцев обещаниями вернуть землю, занятую казаками. Однако казачество объявило о готовности поддержать социалистов в обмен на их поддержку в войне против чеченцев и ингушей. Большевики отвергли это предложение. Исходя не только из идейных соображений, но и учитывая расклад политических сил, они призвали трудовое население Терека независимо от национальности и религии объединить свои усилия в борьбе против эксплуататорских классов. В этом они получили поддержку представителей как горской бедноты, так и низших слоев казачества.
Но относительное умиротворение продолжалось недолго. Состоявшийся в апреле-мае 1918 года III съезд народов Терека принял резолюцию по земельному вопросу, в которой подчеркивалось, что землей «в первую очередь удовлетворяются безземельные горские жители Ингушетии, Осетии, Чечни, Балкарии и иногородние из запасного фонда области». Более того, съезд в целях ликвидации чересполосицы и для наделения землей прежде всего коренных горских жителей принял решение переселить казаков станиц Тарской, Сунженской, Аки-Юртовской и др. в Пятигорский казачий отдел с обещанием обеспечить их равноценными земельными наделами.
Отнюдь не симпатии к горцам, пишет проф.Д.Гакаев, а жестко поставленные политические цели, сама логика классовой борьбы вынуждали большевиков идти по пути «социалистических» экспериментов. Но поспешность, непродуманность и преждевременность этих экспериментов, не учитывавших реальных условий жизни, привели к печальным результатам. Как только на повестку дня были поставлены вопросы об отчуждении земли в пользу горцев, о социализации и переделе земли, о продразверстке, настроения казачьей среды в отношении советской власти стали резко враждебными. Решения местных органов советской власти спровоцировали на Тереке гражданскую войну, которая вспыхнула летом 1918 года.
Д.Гакаев «Очерки политической истории Чечни (ХХ век)»
![]() |
РОСТОВ. Тацинский район становится центром мясопереработки: новый завод даст толчок развитию АПК
Киев грозит «ухилянтам» конфискацией жилья, авто и денег — всё пойдёт на фронт
Армения хочет повысить эффективность грузоперевозок с Казахстаном
Пашинян присутствовал на параде, посвященном 80-летию Победы в Москве
Американские румяна вернулись: США снова поставляют косметику в Россию