ЧЕЧНЯ. Мехк-Кхел — одно из центральных понятий в традиционной чеченской социальной и правовой системе. Слово переводится с чеченского как «народное собрание» или «народное вече», где мехк — «народ, земля, страна», кхел — «собрание, сход, совет». Это древняя институция самоуправления, существовавшая задолго до прихода государственности и религиозных доктрин.
Мехк Кхел: древний совет, формировавший судьбу чеченского народа. В глубинах кавказских преданий и записей XIX века сохранились уникальные свидетельства о существовании Мехк Кхела — Высшего Совета Страны нахов, который на протяжении веков являлся вершиной законодательной и исполнительной власти чеченцев. Это был не просто собор старейшин, а сложный политический институт, игравший ключевую роль в объединении тейпов, защите справедливости и консолидации чеченского этноса как единого общества. Согласно материалам, собранным русским исследователем М.А. Ивановым, одним из древнейших мест заседаний Мехк Кхела была гора Муйти-корт в верховьях реки Фортанга. Она получила имя в честь легендарного председателя Совета — Муйты, мудреца и правителя, чей авторитет был непререкаем. До наших дней сохранился камень, известный как "Муйти-кер" — «камень Муйты», который, по преданию, служил ему трибуной при вынесении решений. Этот символ стал священным напоминанием о начале централизованной власти у чеченцев.
Другие исторические источники, включая записки исследователя XIX века И. Попова, указывают на то, что Мехк Кхел также собирался на горе Кхеташон-корт в Ичкерии. Здесь, на кургане, насыпанном руками представителей нахских общин, давалась клятва верности общей Родине. Такие места были не просто точками встреч, а живыми символами единства и коллективной ответственности.
Традиционное право, демократия и сопротивление колонизации в истории Мехк Кхела. К XV–XVIII векам чеченское общество представляло собой союз военно-политических образований — тукхумов, каждый из которых объединял ряд территориальных общин (тейпов). Эта система, по всей видимости, окончательно оформилась после нашествия Тимура, когда чеченцы были вынуждены покинуть равнины и уйти в горы. До этого периода нахские племена занимали обширные территории — от левобережья Терека и верховий Кубани до нижнего течения Волги и даже устья Дона. Разрушение прежних государственных форм и институтов привело к смутному времени, где властвовал лишь закон силы. Именно тогда возникла необходимость в новой системе управления — такой, как Мехк Кхел. Этот орган не только восстанавливал порядок, но и создавал нормы права, которые впоследствии стали основой традиционного чеченского «бакъо» (права), где «нийсо» (справедливость) считалась высшей ценностью. Уже с начала XVI века решения Мехк Кхела фиксировались письменно, а в XVII–XVIII веках существовали настоящие кодифицированные акты. Часть этих документов исчезла после депортации чеченцев в 1944 году, но их содержание частично удалось сохранить через фольклор и записи российских юристов, таких как П.Ф. Леонтович, документировавший уголовную практику.
Мехк Кхел предусматривал почти все элементы современной судебной системы: обвинение, защиту, право на апелляцию. Его решения носили обязательный характер и исполнялись под угрозой применения силы — для этого существовала национальная гвардия. Совет избирал не только законодателей, но и исполнительных руководителей, включая главнокомандующих войсками. Например, согласно преданиям, именно он назначил Алдама-Гези правителем Чеберлоя, что свидетельствует о наличии развитой исполнительной власти — «Iедал», и судебных инстанций — маслаатов.
Состав Совета насчитывал до 27 членов, причём каждая тейпово-тукхумная структура должна была быть представлена. Избирать могли только мужчины старше 40 лет, хотя за исключительные заслуги возможны были отступления. Кандидаты выбирались сельскими собраниями и должны были обладать безупречной честностью и авторитетом. Заседания проводились два раза в год, а в случае войны или бедствий — экстренно. Место проведения зависело от политической ситуации: в мирное время — на равнине, в военное — в труднодоступных горах.
[b]Среди важнейших решений Мехк Кхела — принятие ислама как религии всего народа. Этот шаг определил дальнейшее развитие культуры, права и международных связей. С конца XVIII века, особенно в период движения Шейха Мансура, в составе Совета усилилась роль духовенства, что отражало растущее влияние ислама на государственные дела.
Особое значение Мехк Кхел приобрёл в эпоху Кавказской войны. После разрушения плоскостной Чечни царскими войсками в 1839 году, Совет сыграл ключевую роль в созыве Общенародного собрания на горе Кхеташон-корт, где в 1840 году Шамиль был провозглашён имамом Чечни. Однако к концу войны, когда наибы Шамиля начали злоупотреблять властью, а само существование народа оказалось под угрозой, Мехк Кхел проявил свою независимость: в 1859 году большинством голосов он принял решение об изгнании Шамиля из страны.
После завершения Кавказской войны и включения Чечни в состав Российской империи, деятельность Мехк Кхела была запрещена. Тем не менее, он продолжал существовать как нелегальная общественная структура, сохраняя роль суда и совести народа, до самой депортации в 1944 году. Его долгая история — это история сопротивления, справедливости и стремления чеченцев к самоуправлению, основанному на традиции, коллективной мудрости и любви к свободе.
Л. Гудаев
checheninfo.ru