ЧЕЧНЯ. Имя Владимира Ивановича Марковина навсегда вписано в историю кавказоведения не просто как имя учёного, а как символ моста между народами, эпохами и культурами. Его научные труды по древней и средневековой археологии Кавказа, исследования этнографии, истории и каменного зодчества народов горного края стали фундаментом, на котором выросло целое поколение исследователей. Он не просто изучал камни и башни — он слышал в них голос предков, видел в руинах живую память народа.
Начало пути. Родившись 29 декабря 1922 года в Махачкале, в сердце многонационального Дагестана, Марковин прошёл через школу, художественную студию, Великую Отечественную войну и учебу в двух педагогических институтах — сначала на факультете живописи в Харькове, затем на литературном в Дагестане. Но его судьба изменилась в 1948 году, когда он встретил известного археолога К.Ф. Смирнова. Участие в экспедиции пробудило в молодом человеке страсть к древностям, которая привела его в аспирантуру Института археологии АН СССР. Там под руководством Е.И. Крупнова он написал кандидатскую диссертацию «Культура племен Северного Кавказа в эпоху бронзы», ставшую впоследствии классикой и настольной книгой для археологов.
Особое значение приобрели его работы в Чечено-Ингушетии после восстановления автономии в 1957 году. В составе Объединённой северокавказской экспедиции (СКАЭ) во главе с Крупновым Марковин возглавил один из отрядов, работавший в самых труднодоступных районах горной Чечни. Именно он первым стал системно изучать археологические памятники вайнахов — чеченцев и ингушей, чья история долгое время оставалась в тени.
Его воспоминания о тех годах трогают до глубины души: «Ландшафт удручающий: руины жилых башен, заброшенные кладбища… На следующий год я наблюдал трагические картины возвращения чеченцев на родные земли — и плохо скрываемые слезы, и радость, и отчаяние». В этих словах — не только документ, но и человеческое сочувствие. Марковин не был равнодушным наблюдателем. Он становился наставником для молодых чеченских и ингушских студентов, впервые увидевших свою родину после депортации. Такие, как Муса Багаев, Якуб Вагапов, Майрбек Ошаев, — многие из них стали выдающимися учёными, считая Марковина своим духовным отцом.
Он открывал новые памятники от каменного века до позднего средневековья, но особое внимание уделял эпохе бронзы. Среди знаковых открытий — Гатын-Калинский могильник, раскопки которого перевернули представления об экономике, культуре и связях древних племён. Он также глубоко изучал малоисследованное общество Чеберлой, расположенное у высокогорного озера Кезеной-Ам, где сохранились уникальные башенные комплексы, замок Алдам-Гези и десятки петроглифов — свидетельств древнего изобразительного искусства вайнахов.
Марковин был не только блестящим археологом, но и настоящим другом, наставником, художником. В каждой экспедиции он рисовал — передал чеченскому краеведческому музею более 100 картин, многие из которых, к сожалению, погибли в годы войны. Его книги, такие как «В ущельях Аргуна и Фортанги», «Каменная летопись страны вайнахов», «Северный Кавказ. Очерки...» — это не сухие отчёты, а поэзия науки, написанная с любовью к людям и земле.
23 февраля 2008 года, на 86-м году жизни, Владимир Иванович ушёл из жизни. Но его наследие живёт: в памяти тех, кто с ним работал, в трудах его учеников, в башнях, которые он помог сохранить, в словах, обращённых к будущим поколениям: «Поезжайте в страну вайнахов. Здесь любят гостей!»
Л. Гудаев
checheninfo.ru