ДАЙДЖЕСТ: |
По материалам, собранным М.А.Ивановым в верховьях реки Фортанга, одним из древнейших мест, где заседал Мехк кхел нахов, была гора Муйти-корт. Она была названа в честь легендарного председателя Высшего Совета Страны нахов – Муйты. Сохранился даже камень, который, согласно преданию, служил трибуной для председателя Мехк кхела, получивший название «Муйти-кер» – камень Муйты.
Исследователь XIX века И.Попов пишет о деятельности Мехк кхела, заседавшего на горе Кхетеш-корт в Ичкерии. Курган на ней, по преданию, был насыпан руками представителей нахских общин, давших тем самым клятву верности Стране нахов.
Высшим представительным и законодательным органом Ассоциации чеченских тукхумов был Мехк кхел – Высший Совет страны.
В Мехк кхеле были представлены депутаты от всех чеченских тукхумов и крупных тейпов, которые не входили в тукхумы. Члены Мехк кхела избирались по системе пирамиды. Сельский сход выбирал юртан кхел (совет села), который выдвигал своих представителей в тейпан кхел (совет тейпа). Совет тейпа избирал представителей в Совет тукхума, а последний – в Мехк кхел, Высший Совет страны.
В кхел (совет) любого уровня мог быть избран свободный чеченец, достигший сорока лет, независимо от имущественного ценза.
Мехк кхел собирался два раза в год, а также в случае войны и стихийных бедствий. Он рассматривал только общегосударственные вопросы, касающиеся Ассоциации.
Согласно преданию, одним из важных актов Мехк кхела, определившим судьбу чеченского народа, было решение о принятии ислама. Но жесткая система шариата, когда и общественная, и частная жизнь строго регламентируются сверху, моральное предписание является юридической нормой, грех – преступлением, не соответствовала древним демократическим традициям чеченского общества. Ведь частная жизнь всегда считалась у чеченцев неприкосновенной, так же как и личная свобода, и личное достоинство человека. Также неприемлемо было для чеченцев и физическое наказание, вплоть до увечий, предусмотренное шариатом. Поэтому Мехк кхел принял ряд решений, которыми предусмотрел сохранение чеченцами национальной идентичности.
Мехк кхел собирался в различных районах Чечни: крепость Цайн-Пхеда в Мелхисте, Пуога в Майсте, ущелье Нашх, селение Кэй, курган Жеми-Барз возле села Чечен, курган Кхетеш-Корт в Ичкерии, у крепости Кезеной-Ам, в Акки. Выбор места заседаний зависел от военной и политической ситуации в стране, а также, по всей видимости, оттого, где жил председатель. В мирное время Мехк кхел собирался в основном на равнине, а во время войны – в высокогорных районах. Согласно преданиям, курганы, на которых заседал Мехк кхел, были рукотворными. Нередко в заседаниях участвовали представители из соседних стран: Грузии, Осетии, Кабарды, Дагестана.
В мирное время вместе с собранием Мехк кхела два раза в год производился сбор общечеченского ополчения, куда входили все мужчины, способные носить оружие, от восемнадцати до шестидесяти пяти лет.
К позднему средневековью относится название войска – «сур». С ним же связан термин «сурсат» – налог, взимаемый с населения для содержания войска. Это также является подтверждением того, что в то время существовали военные структуры, которые содержались за счет государственной казны.
С военным строительством еще в доисторическую эпоху связано появление геральдических знаков различного характера.
К древнейшим геральдическим символам чеченцев относится изображение орла. Встречается оно в государственной символике хурритов, а затем и этрусков. У последних оно было заимствовано римлянами. На территории расселения нахов символы в виде орла встречаются с эпохи бронзы на бронзовых и керамических изделиях, склепах и надмогильных стелах.
По материалам историка Лечи Ильясова; Иванов М.А., Попов И., Мамакаев М.
ВТБ вернул пенсионерам более 100 млн рублей, похищенных мошенниками
ИНГУШЕТИЯ. В с.п. Южное Малгобекского района открылся новый ФАП
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»
АРМЕНИЯ. "Армянские авиалинии" продлили остановку полетов до 9 декабря