(Из статьи Х. Домбаева «Теонимы и теонимический синкритизм мироощущения и миропонимания древних нахов. Или древненахские религиозные культы и их влияние на традиции, обычаи, приметы и экологическую культуру чеченцев).
«В своем развитии древнейшая религия нахов прошла длительный исторический путь. От тотемизма – наиболее древней формы религии – до персонифицированных богов. Исследователи теонимов древней религии нахов: И.Ю. Алероев, Л. Ю. Маргашвили и др. – фиксируют следующие названия божеств и подконтрольный им мир вещей, предметов и явлений:
1. Латта – богиня земли, 2. Куока – богиня мира, 3. Мовт – богиня смерти, 4. Иштар – богиня деторождения и плотской любви, 5. Маьлхаьзни – богиня красоты,
6. Иннана – прародительница богов, 7. Хинана – богиня воды, 8. Механана – богиня ветра, 9. Химеханана – богиня воды и ветра, 10. Дарцнана – богиня вьюги,
16. Селахьат – богиня здоровья и лечебных средств, 17. Ц1енана – богиня огня, 18. Ц1ийнанана – богиня жилища, 19. Кхерчнана – богиня очага, 20. Айра – бог времени,
21. Воккха дела – великий бог, 22. Эрды – бог войны, 23. Сиела (стиела) – бог грома и молнии, 24. Эштар (Эстар) – бог подземного царства, 25. Малхли – бог реального мира,
26. 1елли – бог потустороннего мира, 27. Сусол – бог покровитель благородных женщин, 28. Маги – йерда – бог маги, 29. Мелар – йерда – бог напитков, выделываемых из хлеба, 30. Йелта (Элта) - бог лесов, зверей, птиц, охотников,
31. Гушмали – бог всевидящий, 32. Боломдела – бог покосов, 33. Гурмат Ц1у – бог рая, 34. Дика (Дика – села) – бог добра, всего хорошего, 35. Маьттц1ели –бог земледелия и благополучия,
36. Гали Ерды – бог животноводства, 37. Гиела – бог солнца, 38. Ралуо – бог вселенной, 39. Тхьа (сиела –Тхьа) – бог богов, 40. Ц1у – бог огня,
41. Тхьа - бог поселения, 42. На – бог местности, 43. Ану – бог небес, 44. Ма – бог солнца, 45. Ба – бог, 46. Бена – бог,
Думаю, что это не полный перечень богов нахов – язычников.
На протяжении своей многовековой историй нахский язык под влиянием как внешних, так и внутренних лингвистических факторов претерпел большие изменения. Особенно эти сдвиги заметны и очевидны в лексикосемантической сфере религиозно – мифологических представлений и наименований языческих теонимов (божеств) нахов».