ЧЕЧНЯ. Как известно, св. Нина прошла в иверскую столицу Мцхету в то самое время, когда все жители во главе с царём совершали празднование в честь верховного божества Армази, в котором нетрудно узнать зороастрийского Ахура-Мазду. По молитве св. Нины ударили молнии, поднялась буря, даже разрушившая городские стены, воздух наполнился смрадом, пошёл такой сильный град, что разрушил капище, где стояли идолы Армази, Гаци и Гаима (последних двоих божеств трудно идентифицировать), жители в ужасе попрятались кто-где. В общем всё это, по словам летописца сотворил Господь по молитве Нины, дабы показать суетность идолопоклонства.
Но посмотрим на реакцию грузинского царя Мириана. Он ничего не знал и не слыхал про Бога Израилева, поэтому приписал оное событие гневу некоего халдейского божества по имени Итруджан. Вот, что говорит Мириан:
Итруджан, бог халдейцев, и бог наш Армаз издавна враждовали меж собой – Армаз некогда напустил на него море, а теперь отомстил Итруджан и все случилось из-за него. То есть согласно мифологическим представлениям грузин-язычников между иранским божеством Армази и семитским (халдейским, вавилонским, сирийским / ассирийским) божеством некогда происходила борьба, где в начале Армази одержал победу, но ныне Итруджан взял(а) реванш, атаковав священный город Армази в Грузии.
По мнению академика Н. Марра Итруджан - это никто иная, как ассиро-вавилонская богиня Иштар. Термин «Итруджан» он считает формой вульгарного грузинского произношения имени этой богини, заимствованной в средние века из семитских книжных источников. Интересно, что в армянской мифологии также сохранились сказания о противоборстве иранских (или местных иранизированных) божеств и семитских.
Например, cогласно варианту мифа, изложенному в "Географии" армянского учёного VII века Анании Ширакаци, Вахагн (сравним с зороастрийским Веретрагной), предок армян, суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама cолому и скрылся в небе. Когда он шел со своей добычей по небу, он ронял на своем пути мелкие соломинки; из них образовался Млечный путь (по армянски называемый Yardgoli het "дорога соломокрада").
Эти мифы могут отражать (в грузинском случае) либо:
1. Мифологизированные в народной памяти воспоминания о столкновениях предков грузин и армян с ассирийцами.
2. Религиозная борьба зороастризма с культами семитского происхождения.
В грузинском случае я скорее ближе ко второму варианту.
Ассирийские войска в период наивысшего могущества Нео-Ассирийской империи вряд ли доходили до территории Иверии (Картли), так как дорогу им преграждал могущественный соперник - Урарту. Из ассирийских источников известно лишь о войнах ассирийского царя Тиглапалассара I с диаохами, предками современных лазов в 1112 году до н.э.