ЧЕЧНЯ. До окончательного принятия мусульманской веры в XIX веке чеченцы имели собственную сложную языческую религию.
Стоит отметить, что вайнахское язычество изучено гораздо лучше, чем например, грузинское или славянское. Как раз потому, что у вайнахов верования предков дожили чуть ли не начала XX века. Интересно, что среди предков чеченцев и ингушей исконное язычество смогло победить и вытеснить даже христианство.
Главным Богом считался Дела, сотворивший весь огромный мир за десять дней. Все другие боги и все живые создания были детьми Дела. Сейчас словом Дела чеченцы передают понятие христианского Бога и, иногда, Аллаха.
Вселенная в представлении древних вайнахов делилась на мир живых (Малха) и мир мертвых (Эл). Считалось, что в мире мертвых все ровно как у живых, только там вместо солнца светит луна.
Были у вайнахов разные боги - бог грома и огня Села, бог охоты Елта, богиня воды Хи-Нана, богиня искусств Села-Сата, богиня ветра Миха-Нана. Весьма почиталась у вайнахов богиня весны и плодородия Тушоли, в честь которой каждую весну устраивался шумный праздник.
Особо недоброй считалась богиня смерти Уна-Нана, представлявшаяся в виде бродящей по земле старухи с мешком болезней за плечами. Обожествляли вайнахи солнце (Малх) и луну (Бетта).Кроме того, своих богов почитали отдельные чеченские тейпы. Богов-покровителей имели также отдельные вайнахские села и даже конкретные семьи.
Среди людей встречались Пал хьакхан ламройн зудриш - колдуньи. Отдельной кастой были ЦIайн-нах (чистые люди) - возносившие богам языческие жрецы, подбиравшиеся из числа уважаемых людей. Лишь они одни могли входить в посвященные богам святилища.
Вайнахское язычество, как я уже говорил, дожило у чеченцев до первой половины XIX века, когда его окончательно сменил ислам. В Ингушетии язычество дожило до конца XIX столетия. Языческий праздник в честь Тушоли широко отмечался среди горцев Чечни еще в 1930-е годы. Окончательно вайнахское язычество пало, как считается, после насильственной сталинской депортации чеченцев и ингушей в 1944 году.