Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Чеченский парламент - Мехк-Кхелл


Просмотров: 3 851Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Чеченский парламент -  Мехк-Кхелл
На фото - Памятная стелла на Кхеташ корта (на месте сбора  Мехк кхелл)

ЧЕЧНЯ.  Сохранилось много преданий, которые были записаны в ХIХ в., в том числе и русскими исследователями, которые связаны с деятельностью Мехк Кхела, высшего законодательного органа Страны нахов.

По материалам, собранным М.А.Ивановым, в верховьях реки Фортанга, одним из древнейших мест, где заседал Мехк Кхел нахов, была гора Муйти-корт. Она была названа в честь легендарного председателя Высшего Совета Страны нахов - Муйты. Сохранился Даже камень, который, согласно преданию, служил трибуной для председателя Мехк Кхела и получил название "Муйти-кер" - камень Муйты. Исследователь XIX в. И.Попов пишет о деятельности Мехк Кхела, заседавшего на горе Кхеташон-корт в Ичкерии. Курган на ней, по преданию, был насыпан руками представителей нахских общин, давших тем самым клятву верности Стране нахов.

Государство чеченцев в XV-XVIII вв. представляло собой ассоциацию военно-политических союзов - тукхумов, которые, в свою очередь, были объединениями сельских территориальных общин (тейпов).

Тейпово-тукхумная организация в её классическом виде, по всей вероятности, оформилась в период нашествия Тимура, когда было уничтожено чеченское государство с его институтами, навыки цивилизации, наработанные предками чеченцев в течение тысячелетий, когда чеченская земля погрузилась во мрак смутного времени, при котором властвует один закон - право сильного. В этот период чеченцы были вынуждены покинуть равнины и предгорья и уйти в горы. (Согласно историческим источникам, а также фольклорному материалу, до нашествия монголо-татар, а затем орд Тимура, нахские племена занимали на равнине территории, включая левобережье Тepeka и верховья Кубани, а в более древние времена вплоть до устья Дона и нижнего течения Волги). О высокой плотности населения в этот период (эпоха Тимура) в горной Чечне говорят руины многочисленных башенных поселений.

Во многих родословных коренных чеченских тейпов звучит одна мысль - о миграции из западных районов Кавказа на восток, в Ичкерию, Чеберлой, Аух. Перевальным пунктом этой миграции, согласно народным преданиям, а также фамильным хроникам, была историческая область.

Нормы чеченского права, по крайней мере, с начала XVI в. устанавливались Мехк Кхелом, Высшим советом Страны. Эти нормы к тому же были записаны. В Чечне были записи правовых актов конца XVII - начала XVIII вв., которые исчезли уже после выселения чеченцев в 1944 г. Записал некоторые нормы права чеченцев и ингушей (в основном касающиеся конкретной уголовной практики) российский правовед П.Ф.Леонтович во 2-й половине XIX в. Чеченское традиционное право предусматривало почти все институты, которые являются обязательными для современной судебной практики, т.е. обвинение, защиту, право ответчика обратится в другую инстанцию. Согласно фольклорным материалам, источником традиционного права у чеченцев был не столько священный обычай, сколько установления Мехк Кхела, в которых немалую роль играл и прецедент. Согласно фольклорным материалам, Мехк Кхел назначал правителей в различные области Чечни, как, например, Алдама-Гези в Чеберлой... Это может быть подтверждением фольклорных материалов о существовании в ту эпоху и исполнительной власти, которая позднее обозначается арабским термином "lедал", и судебной власти в виде маслаатов.

Мехк Кхел сыграл важную интегративную роль в жизни традиционного чеченского общества. Благодаря функционированию Совета страны вольные чеченские общества осознавали себя этнически и политически однородной массой. Становление и развитие Мехк Кхела стало одним из побудительных факторов консолидации чеченского этноса. Мехк Кхел служил высшим законодательным и исполнительным органом власти чеченцев вплоть до середины XIX в.

Имеются свидетельства того, что до утверждения ислама на Северном Кавказе власть Мехк-Кхела распространялась временами не только на чеченцев и других вайнахов (ингушей, бацбийцев), но и на территориально прилегающие к ним другие этнические группы кавказского населения (например, хевсур, андийцев). При выборах в Мехк Кхел не было имущественного ценза, но были возрастные ограничения (в Совет не могли избираться мужчины моложе сорока лет, а также достигшие преклонного возраста). В состав Мехк Кхела избирались мужчины не моложе сорока лет, но в случае особых заслуг перед страной могли быть исключения в возрастных ограничениях. Мехк Кхел мог насчитывать до 27 членов, но в обязательном порядке должны быть представлены все тукхумы и самостоятельные тайпы, не входившие ни в какие союзы.

Сельские собрания избирали выборщиков, а также кандидатов в Мехк Кхел, которые потом утверждались выборщиками. Кандидаты в Мехк Кхел должны были обладать высочайшим авторитетом, быть людьми исключительной честности.

Согласно преданию, одним из важных актов Мехк Кхела, определившим судьбу чеченского народа, было решение о принятии ислама. Мехк Кхел собирался в различных районах Чечни: крепость Цайн-Пхеда в Мелхисте, Пуога в Майсте, ущелье Нашх, селение Кей, курган Жеми-Барз возле села Чечан, курган Кхеташон-Корт в Ичкерии, у крепости Кезеной-Ам, в Акки, Говраш тосу басо возле г.Грозного. Выбор места заседаний зависел от военной и политической ситуации в стране, а также, по всей видимости, оттого, какой район Чечни имел стратегическое значение в данный момент. В мирное время Мехк Кхел собирался, в основном, на равнине, а во время войны - в высокогорных районах. Согласно преданиям, курганы, на которых заседал Мехк Кхел, были рукотворными. Нередко в заседаниях участвовали представители из соседних стран: Грузии, Осетии, Кабарды, Дагестана.

Мехк Кхел избирал председателя, который руководил его заседаниями, назначал главнокомандующего общечеченским войском, а также представителей исполнительной власти высшего уровня. Заседания Мехк Кхела вели поочередно представители различных тукхумов. Рокировка их происходила в ходе смены места заседания Совета страны. Согласно преданию, во время принятия решений председатель сидел спиной к высокому собранию для того, чтобы не иметь возможности влиять на голосование.

Мехк Кхел собирался два раза в год, а также в случае войны и стихийных бедствий. Он рассматривал только общегосударственные вопросы.. Старейшины в Мехк Кхел устанавливали порядок землевладения и землепользования и согласовывали нормы поведения и меры наказания за их нарушения, решали вопросы торговли как внутренней, так и внешней, принимали меры для того, чтобы обеспечить необходимую оборону крепости, строили боевые башни, создавали сторожевые и пограничные поселения, решали вопросы войны и мира, для общественных нужд проводили сборы материальных средств и определяли различные обложения и повинности. У чеченцев право называлось "бакъо", а закон - "нийсо", т.е. справедливость.

По мере развития общественной жизни правовые нормы менялись в соответствии с новыми условиями. После официального принятия чеченцами ислама чеченское право не претерпело коренных преобразований, но были внесены определенные изменения в нормы, касающиеся гражданского права.

Между заседаниями Мехк Кхела отдельными территориально-административными единицами управляли "дай" - главы исполнительной власти различных уровней. Ассоциацией (Мохк) - Мехк да, тукхумами - тукхуман да, тайповыми общинами - тайпан да, сëлами - юрт да. Но власть их была ограничена кхелами (советами) различных уровней.Установления Мехк Кхела и кхелов всех уровней неукоснительно исполнялись. В случае неповиновения решению Мехк Кхела или органа исполнительной власти, к исполнению его принуждали силой. Для этого использовали вооруженные отряды, которые имели статус национальной гвардии. В мирное время вместе с собранием Мехк Кхела в два раз год производился сбор общечеченского ополчения, куда входили все мужчины, способные носить оружие от 18 до 65 лет.

Полевые материалы и сохранившаяся с древнейших времён военная терминология несут в себе информацию о статусе нахского войска и различных видах вооруженения. К каменному веку относятся термины "TIом" - война, "Tlypa" - воин, связанные с древнейшим орудием войны - камнем (Tlo).

К позднему средневековью относится название войска - "сур". С ним же связан термин "сурсат" - налог, взимаемый с населения для содержания войска. Это также является подтверждением того, что в то время существовали военные структуры, которые содержались за счёт государственной казны.

С утверждением в Чечне ислама Мехк Кхел претерпел очень серьезные изменения. С конца XVIII в., во время и после движения Шейха Мансура, в Мехк Кхеле усилилась роль религиозных деятелей и богословов. Известно, что после погрома значительной части плоскостной Чечни в 1839 г. царскими карательными войсками генералов Пулло, Граббе и др., когда создалась реальная угроза насаждения в Чечне крепостнических порядков, Мехк Кхел несомненно способствовал через своих авторитетных членов, военных руководителей чеченских отрядов Джаватхана Даргоевского, Байсангура Беноевского, созыву на горе Кхеташон-Корт Общенародного собрания чеченцев, на котором в начале 1840 г. Шамиль был провозглашён имамом Чечни.

Создание общей государственности горцев на первом этапе существования имамата Шамиля отвечало многим насущным интересам чеченцев, и потому, видимо, деятельность Мехк Кхела в этот период была малозаметной. Более того, наиболее видные его члены участвовали в деятельности во властных органах имамата. Но в конце Кавказской войны, когда вся плоскостная Чечня была превращена в руины, когда встал вопрос о самом существовании чеченского народа, а наибы Шамиля стали злоупотреблять властью, среди чеченцев назрело острое недовольство создавшейся ситуацией. Это стало причиной внутренней борьбы среди членов Мехк Кхела, который в начале 1859 г. большинством голосов принял решение о смещении Шамиля с поста военно-политического руководителя Чечни и изгнании его из страны.

После укрепления царской администрации на Северном Кавказе, и в частности в Чечне, ни о какой возможности существования здесь независимых органов власти у включенных в состав Российской империи завоёванных народов не могло быть и речи. После завершения Кавказской войны, в период включения Чечни в состав Российской империи, реорганизация Мехк кхела продолжалась. В конечном счёте, Высший совет страны претерпел серьезную трансформацию, которая привела к значительной утрате авторитета среди населения Чечни, что объяснялось, прежде всего, объективными причинами, в том числе и переходом его на нелегальное положение.

Мехк Кхел как нелегальная общественная структура просуществовала вплоть до выселения чеченцев в 1944 г.

Источник: Из книги А.Абдурахманова "Чеченский парламент. История и современность". Грозный. ФГУП "ИПК "Грозненский рабочий". 2014 год


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"