ЧЕЧНЯ.Грозный и Вахтангов. В 1904 году в Грозном, ещё молодом городе на перекрёстке культур и народов, появился яркий и значимый феномен — театральный кружок, основанный двадцатиоднолетним Евгением Вахтанговым, сыном владикавказского купца. В то время будущий легендарный режиссёр, известный своими театральными рецензиями в областной газете «Терек», уже проявлял необычайный интерес к сценическому искусству. Приехав в Грозный, он не только стал активным участником местной культурной жизни, но и положил начало новой главе в истории чеченского театра.
Вахтангов организовал рабочий театральный кружок, привлекая к постановкам рабочих, молодёжь и представителей интеллигенции. Летние спектакли проходили прямо на велотреке и в городском саду, превращая публичное пространство в живую сцену. Здесь ставились пьесы Антона Чехова — в том числе «Дядя Ваня», произведения Льва Толстого, оперетты и драма Герхарда Гауптмана «Больные люди». Эти постановки стали не просто развлечением, а культурным событием, формирующим вкус и осознанность публики.
Особое значение имела попытка Вахтангова вовлечь в театральную деятельность уроженцев региона. Его усилия дали плоды — уже в 1912 году в Грозном состоялся исторический спектакль: на родном чеченском языке была поставлена пьеса «На вечеринке», написанная и поставленная артистом Назар-Беком Гаттен-Калинским — на самом деле, Назар-Беком Шериповым, бывшим офицером, с 1905 года посвятившим себя театру. Он мечтал создать настоящую труппу из чеченских актёров, говорящих на своём языке.
Спектакль прошёл с большим успехом. В постановке участвовали три местных любителя, а также танцоры и танцовщицы, что придало действу народный колорит. Публики собралось много — и русские зрители, не знавшие чеченского языка, могли следить за сюжетом благодаря «вводному лицу» — персонажу, пояснявшему происходящее. Местная газета отмечала: «Пьеса была понятна и русским...» — свидетельство того, что искусство стало мостом между культурами.
Этот спектакль стал первым известным примером театрального представления на чеченском языке и важной вехой в развитии национальной культуры. Вахтангов, хотя и не остался в Грозном надолго, зажёг искру, которая позже разгорелась в полноценный театральный процесс. Его вклад — не только в постановках классики, но и в открытии пути для местных талантов, в вере, что театр может быть народным, понятным и глубоко родным.
Post scriptum. Так, в Грозном, на окраине империи, молодой Вахтангов сделал шаг, который предвосхитил его будущее призвание — соединять искусство с жизнью, элитарное — с народным, слово — с чувством. И сегодня его имя в Грозном — не просто дань памяти, а символ того, как великие идеи могут начинаться с одного летнего спектакля в городском саду.