ЧЕЧНЯ. Святое призвание. Родился в 1897 году в селе Катыр-Юрт, в Ачхой-Мартановском районе. С юных лет его путь был связан с верой. Первые шаги в религиозном образовании он сделал под руководством Ахмад-Хаджи Батукаева из села Шаами-Юрт — уважаемого шейха своего времени. Затем обучение продолжилось у другого выдающегося наставника — шейха Ибрагима-Хаджи в селе Гойты. Эти годы заложили прочный фундамент его знаний, превратив юношу в настоящего богослова.
Служение народу и Всевышнему. После завершения учёбы, ещё в молодом возрасте, Абуязид-мулла стал служить в Шатое, а затем вернулся в родное село Катыр-Юрт, где занял должность муллы. Всю свою жизнь он посвятил служению Аллаху и своему народу. Он не просто совершал намазы и читал проповеди — он глубоко изучал основы ислама, писал научные труды, переводил тексты, прекрасно владел арабским языком. Его школа стала центром духовного просвещения. Он обучал детей азам ислама, воспитывал новое поколение, имел множество последователей. Его дом был открыт для всех, кто искал знания и совета.
Труды, потерянные во времени. У Абуязид-муллы было много рукописей и научных работ, в которых он разбирал сложные вопросы веры, толковал Коран и хадисы. Но, к сожалению, ни один из этих трудов не сохранился до наших дней. Вероятно, они были уничтожены во время репрессий или утеряны в годы потрясений. Это огромная потеря для чеченской интеллектуальной и религиозной традиции.
Гонения и смерть. Как и многих религиозных деятелей того времени, Абуязида ждали репрессии. Его сослали на каторгу, но он пережил это испытание. В 1937 году, после краткой реабилитации, он снова был арестован — хотя ему было запрещено повторное задержание. На этот раз его взяли под стражу под фамилией Турхаджиева Абуязида. Через год, в 1938 году, он был расстрелян. Его убили не как преступника, а как символ сопротивления безбожной системе, как человека, который не предал веру, даже когда за это грозила смерть.
Наследие забытого учёного. Абуязид-мулла Тураев остался в памяти стариков как великий учёный, мудрый наставник, человек глубокой веры. Его имя не красуется в официальных учебниках, но живёт в преданиях, в рассказах тех, кто помнит, как он учил детей, как писал на арабском, как отдавал себя служению. Он не успел передать свои труды миру, но он передал своё достоинство — потомкам.
checheninfo.ru