ЧЕЧНЯ. Хамид-мулла Мустапаев, более известный как Ибрахим-Хаджи Гойтинский, родился в 1897 году в селе Гойты в уважаемой семье духовных наставников. Его отец, шейх Ибрагим-Хаджи, был авторитетным религиозным деятелем, а в родословной значился легендарный Берса-Шейх — один из основателей чеченского суфизма. Получив глубокое исламское образование, Хамид стал не только муллой, но и кадием — судьёй по шариату, что подчёркивало его высокий статус в обществе.
Его жизнь резко изменилась в 1917 году, когда казаки жестоко убили его старших братьев, Жунида и Саида, по дороге с ярмарки. Отказавшись вернуть тела, они вынудили семью вести изнурительные переговоры. После похорон Хамид поклялся не допускать подобной несправедливости и, собрав сторонников, сжёг казачью станицу. Этот поступок, основанный на древнем чеченском принципе «нижсо» — справедливости любой ценой, стал первым шагом на пути сопротивления внешнему насилию.
С приходом советской власти ситуация усугубилась. В 1929 году началась жестокая коллективизация, сопровождавшаяся раскулачиванием, разоружением и подавлением религиозной жизни. Хамид-мулла, вместе с полевым командиром Хасаном Куриевым, возглавил восстание в Гойтах. Ночью 12 декабря повстанцы уничтожили чекистский отряд из Грозного, продемонстрировав, что даже в условиях тотального контроля народ способен на организованное сопротивление.
Понимая, что карательная экспедиция неизбежна, повстанцы ушли в горы, спасая мирных жителей от репрессий. Однако 18 декабря в районе хуторов Кусулхан и Демибек произошло решающее сражение. Против 41 повстанца были брошены регулярные части Красной армии с артиллерией и авиацией. После семичасового боя отряд был разгромлен. Хамид-мулла и Хасан Куриев пали в бою.
По свидетельствам очевидцев, тела 38 погибших привезли в Гойты и выложили на центральной площади. Лишь двое выжили, судьба одного осталась неизвестной. Смерть Хамида-муллы в самом начале восстания сделала его символом жертвенности и верности народным ценностям. Как последний кадий Гойтов, он олицетворял единство духовной власти и народного сопротивления.
Сегодня его имя хранится в памяти чеченцев как пример мужества, чести и беззаветной любви к Родине. Его подвиг напоминает: даже в самые тёмные времена находятся те, кто готов встать на защиту веры, традиций и свободы — до последнего вздоха.
checheninfo.ru