Яндекс.Метрика
Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. От Урарту до XVIII века: история этнонима «дурдзук» в исторических источниках.


ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. От Урарту до XVIII века: история этнонима «дурдзук» в исторических источниках.

ЧЕЧНЯ. Грузинский исследователь Цихесашвили представил глубокий анализ происхождения и употребления этнонима «дурдзуки», который в грузинских и арабских источниках традиционно обозначал предков современных чеченцев и ингушей — вайнахов. Его исследования опровергают упрощённые представления и раскрывают многовековую историю этого термина, прослеживая его от античных времён до новой эры.

Прежде всего, Цихесашвили уточняет мнение советского археолога Е.И. Крупнова, который считал, что упоминание дзурдзуков впервые встречается в грузинских хрониках XI века. На самом деле, более ранние сведения содержатся в сочинении «Обращение Грузии», относящемся к IX веку, где речь идёт о событиях 30–40-х годов VI века. Но и это не предел: существуют ещё более древние свидетельства. Так, во II–I тысячелетиях до н.э., в период правления урартского царя Мана Севанского, в составе его войска упоминается племенное подразделение «Дурдзуки», что указывает на очень давнюю фиксацию этого этнонима.

Ещё один важный источник — арабская версия «Жития Григория Просветителя» (конец III – начало IV в.), текст которой, по мнению Н. Марра, был зафиксирован не ранее IX века. В нём говорится, что католикос Армении направил епископов «по всей Армении, Грузии, Дурдзукии и Албании». Здесь впервые появляется географическое название «Дурдзукия» как территория, населённая этим народом. Хотя Н. Марр предполагал, что слово «Дрзкит» может быть ошибочной записью от «Лазикит», выдающийся грузинский историк И. Джавахишвили, опираясь на перевод Н. Адонца, придерживался версии, что речь идёт именно о стране дурдзуков — то есть о землях вайнахов.

Подтверждение этому находится и в арабских источниках IX века, в частности, в трудах писателя Ибн аль-Факиха, где упоминается, что персидский шах Хосро Ануширван (VI в.) построил в Дурдзукети двенадцать ворот и каменные крепости. Это свидетельствует о том, что регион был стратегически важным и хорошо известен соседним государствам.

Важную роль играет также «Армянская география» VII века, где упоминается народ «Дурц(к)», живший между гудамакарцами и дидойцами. Исследователь И. Гаглойти отождествляет их с дурдзуками, полагая, что это одно и то же племя. Однако сегодня в грузинской историографии эта идентификация подвергается сомнению. Как справедливо отмечали Р. Харадзе и А. Робакидзе ещё в 1968 году, ни форма этнонима, ни его локализация не дают достаточных оснований для однозначного отождествления.

Цихесашвили обращает внимание и на проблему происхождения самого слова «дурдзук». А.И. Шавхелашвили утверждал, что этимология термина остаётся неясной, поскольку он не объясняется ни в чеченском, ни в грузинском языке, и самим вайнахам якобы неизвестен. Однако этот тезис противоречит другим данным автора: ведь именно в грузинских источниках Чечено-Ингушетия издревле называлась Дурдзукети или Дзурдукети-Глигвети, что прямо указывает на устойчивое географическое и этническое закрепление названия.

Существование термина подтверждается и топонимикой. В Чечне есть гора Дурдзук-Куорт («вершина Дурдзов»), рядом с Итум-Кале, а также деревни и местности с родственными названиями. В сказаниях, записанных Иваненко, упоминаются «дардыкиях» — возможно, искажённая форма того же этнонима. Интересную параллель проводит С.М. Джамирзаев, связывая «дурдзуки» с чеченским обществом Дзандак-ой (Сандакъой), чьи аулы и горы носят созвучные названия — Дзандакъа, Сандакъой-лам и др.

В грузинских летописях, таких как «Житие грузинских царей» Леонтия Мровели (XI в.), Дурдзук представлен как сын Кавказа, самого Кавказоса, который, в свою очередь, является сыном Таргамоса — легендарного потомка Яфета, внука Ноя. По этой мифологической концепции, после Вавилонской башни и разделения языков семь сыновей Таргамоса расселились по Кавказу. Дурдзук получил в наследство земли восточнее Терека, которые были названы в его честь Дурдзукети. Позднее Вахушти Багратиони (XVIII в.) развивает эту легенду, указывая, что Дзурдзук, сын Тирефа, построил город и дал имя всей долине восточнее реки Хеви (Терек).


checheninfo.ru



Время в Грозном

   

Горячие новости


Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru


Наши партнеры

gordaloy  Абрек