ДАЙДЖЕСТ: |
А знаете ли Вы, что выдающийся актер, режиссер и реформатор советского театрального искусства, легенда российского театра Евгений Багратионович Вахтангов в начале прошлого века, играл и ставил спектакли на сцене грозненского театра? Так, работая во Владикавказском музыкально-драматическом кружке (1904-1908 гг.) и в Грозненском рабочем театральном кружке (1910 г.), Е. Вахтангов поставил в Грозном ряд спектаклей по пьесам русских и зарубежных классиков, руководит созданными им рабочим драматическим кружком и любительской труппой.
Дом, в котором родился Е.Б. Вахтангов.
Еще в августе 1904 г. владикавказский студенческий кружок в постановке и с участием молодого Вахтангова показал на грозненской сцене спектакль «Больные люди» {«Праздник примирения» Г. Гауптмапа). Это была его первая режиссерская работа. А уже в августе 1909 г. все тот же владикавказский кружок представил на суд грозненской публики спектакль «Зиночка» (сцены из студенческой жизни в 3-х действиях С. Недомина), в котором сам Вахтангов исполнил роль студента Магницкого.
Связи Вахтангова с Грозным на этом не закончились ... «Популярность Вахтангова как опытного, влюблённого в театр человека возрастает настолько, что в сезон 1910 года Городская дума, – пишут советские исследователи, – решает вопрос о приглашении Вахтангова режиссёром в Грозный, так как постоянной труппы в городе не было». В 1910 г. великий режиссер, работая уже непосредственно в Грозном, руководит любительской труппой и рабочим драматическим кружком.
К слову, среди членов его кружка были и большевики. Так, в кружок входили токарь акционерного общества «Молот» Леонтий Степанчук и его друг Виктор Долженко (оба большевики). Старостой кружка был Николай Епифанов, впоследствии агитатор-большевик, глава бастующих грозненцев. Техникой сцены заведовал Александр Селевко, позже, в 1919 году, активный участник грозненского вооруженного восстания в тылу белых. Материалы об этом эпизоде были опубликованы в 1960-е годы тогда еще молодыми исследователями Л. Н. Зубковым и В. А. Кан-Каликом.
В начале Вахтангов остановился в грозненской гостинице «Франция». С ним труппа из пятнадцати человек. Вскоре к приезжей группе присоединились и любители из грозненского клуба приказчиков, а также учителя гимназии. Стали репетировать — ежедневно, лишь по воскресеньям объявлялся перерыв. Но не для Вахтангова. Именно в воскресные дни Вахтангов проводил занятия с группой молодых грозненских рабочих. Он ставил с ними скетчи, интермедии, ограничиваясь «малыми формами», как более доступными для участников.
В репертуаре театра значились оперетта местного автора М. Попова, «Дядя Ваня» А.Чехова и другие популярные на тот момент произведения театрального искусства. Постановки проходили как в городе (завод «Молот»), так и на Старых промыслах. "Давались" пьесы и на велотреке (позже парк им. Кирова) с восьми вечера собирая любителей театра — местных промышленников, конторских служащих, офицеров гарнизона, зажиточных горожан и преподавателей гимназии и реального училища. Для того чтобы открыть двери театра для самых широких народных масс, Вахтангов установил в Грозном общедоступные цены на билеты: для рабочих и и гимназистов 25 копеек, а для промышленников и офицеров от 50 копеек до 5 рублей.
И еще одна маленькая и последняя деталь - примерно в эти годы на театральных подмостках Грозного играли и выдающаяся актриса, звезда немого кино Вера Холодная и знаменитый мастер художественного слова и создатель жанра «театра одного актёра» Яхонтов.
Ели в Ингушетии попали под особый контроль перед Новым годом
СТАВРОПОЛЬЕ. На невинномысской трассе появились указатели к Солдатскому Привалу
КЧР. Рашид Темрезов: В Карачаево-Черкесии появилась четвертая модельная библиотека
АРМЕНИЯ. Армянский футбольный клуб отказался выходить на матч чемпионата в знак протеста
АРМЕНИЯ. Авиакомпания Armenian Airlines соединит столицы Армении и Грузии
АРМЕНИЯ. В Турции призвали Азербайджан и Армению воспользоваться историческим шансом