ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. 23 июня 1918 года терское казачество подняло мятеж против советской власти. В нем приняли участие не только богатые, но и трудовые слои казачества, которые защищали свою собственность – землю, свой образ жизни. Возглавил мятеж Георгий Бичерахов.
Чечено-ингушская беднота, вопреки призывам авторитетных светских и религиозных деятелей Чечни, поддержала большевиков в войне против «бичераховщины». Горцы встали на защиту советской власти в надежде, что она выполнит свои обещания о справедливом распределении земли и устранении национального гнета.
В августе 1918г. в Грозном была сформирована Чеченская Красная армия под командованием Асланбека Шерипова. В ее рядах насчитывалось около трех тысяч человек. Именно благодаря действиям чеченских формирований белоказакам так и не удалось захватить важнейший экономический центр Северного Кавказа – город Грозный.
Наиболее активную поддержку большевистским советам оказывали малоимущие и безземельные чеченцы, организовавшиеся вокруг Гойтинского народного Совета. Однако элитные, имущие слои чеченцев, объединившиеся вокруг Старо-Атагинского Совета, наоборот, выступили против большевистской власти и отнеслись сочувственно к казачьему восстанию.
Деятельность Гойтинского народного Совета, особенно пробольшевистски настроенного А.Шерипова, его резкая критика в адрес чеченской светской и религиозной знати вызвала их недовольство. Положение Гойтинского Совета осложнялось тем, что в самом Совете выявились разногласия по вопросам о путях развития Чечни, о роли религии и духовенства в обществе и т.д.
Радикально настроенные члены Совета во главе с А.Шериповым крайне отрицательно относились к духовенству, обвиняя его в ханжестве и мракобесии. А.Шерипов призывал к более тесному союзу чеченской бедноты с русским рабочим классом и крестьянством, к радикальным революционным преобразованиям во всех сферах жизни чеченского народа.
Умеренное крыло Гойтинского Совета во главе с Т.Эльдархановым, исходя из реальности (уровня общественного сознания), а также учитывая тот факт, что многие шейхи и муллы пользовались огромным авторитетом и влиянием в народе, выступало за сотрудничество с ними, стремилось заручиться их поддержкой в борьбе с казачьей и горской контрреволюцией. Т.Эльдарханов, несмотря на свои демократические убеждения и симпатии к большевикам, был сторонником не революционного, а эволюционного развития чеченского общества в сторону демократии и социализма на базе национальных духовных ценностей.
Но очень скоро борьба двух течений внутри Гойтинского народного Совета, а также между Гойтами и Старыми Атагами отодвинулась на второй план. Не успели большевики отпраздновать победу над бичераховцами, как в пределы Терской области вторглись войска генерала Деникина. Чечня оказалась втянутой в новый виток всероссийской гражданской войны.
Под натиском армии Деникина воинские части большевиков, в составе которых были и отряды Чеченской Красной армии во главе с А.Шериповым, были вынуждены оставить Грозный и искать убежище в горных районах Чечни и Ингушетии.
«Деникинская армия, - пишет проф.Д.Гакаев, - вступив на территорию Чечни и Ингушетии под флагом искоренения «очагов большевизма» и восстановления «единой и неделимой России», допустила целый ряд стратегических и тактических просчетов, которые обернулись для нее роковым образом. Во-первых, Деникин и его генералы не учли опыт и уроки Кавказской войны и стали проводить с самого начала политику «выжженной земли». В результате белогвардейцы встретили со стороны чеченцев и ингушей решительное сопротивление. Во-вторых, Деникин своей навязчивой идеей воссоздания «единой и неделимой России» (в рамках этой идеи не оказалось места ни Горскому правительству Чермоева, ни союзному Меджлису горских народов Кавказа) практически оттолкнул от себя горские верхи, которые поначалу были готовы поддержать его в борьбе против большевиков в Чечне и Ингушетии. В-третьих, Деникин и его генералы не учли степень разрушительного влияния большевистской революции в горской среде, на традиционную жизнь горцев. Они не заметили, как здесь переплелись две войны: национально-освободительная и социально-классовая. В-четвертых, против деникинцев выступила влиятельная часть мусульманского духовенства во главе с шейхом Узун-Хаджи, который объявил священную войну (газават) белогвардейской армии.
Картина была бы неполной, - продолжает проф.Д.Гакаев, -если бы мы не высветили и такое необычное явление, как союз «просоветской» партии с панисламистами. Умелая тактика большевиков, личный авторитет и влияние таких лидеров, как Т.Эльдарханов, А.Шерипов и других, вынудили шейха Узун-Хаджи (призывавшего рубить головы всем, кто пишет слева направо), хотя и под разными знаменами, но вместе с большевиками сражаться с более опасным на тот период врагом – Деникиным».
И еще на один фактор, предопределивший поражение Деникина на Кавказе, указывает проф. Д.Гакаев: деникинское руководство пренебрегло вековым обычаем чеченцев, потребовав выдачи русских, украинских, осетинских, кабардинских красноармейцев, нашедших приют и защиту от преследовавшей их Белой гвардии. Горцы, даже ценой собственной жизни, не могли обречь себя на вечный позор, выдав людей, оказавшихся под их покровительством. Чеченцы и ингуши наотрез отказались выполнить это оскорбительное для них требование.
В результате усилий А.Шерипова, Т.Эльдарханова и многих других горских и русских революционеров в Чечне (в районе Шатоя) была создана повстанческая армия, которая вместе с войсками шейха Узун-Хаджи еще до прихода частей Красной армии освободила от деникинцев значительную часть территории Чечни.
Д. Гакаев «Очерки политической истории Чечни (ХХ век)»
СТАВРОПОЛЬЕ. Больше трети жителей Ставрополья встретят Новый год дома с семьей
КБР. КБР собирается резко нарастить мощности плодоовощехранилищ к 2030 году
СТАВРОПОЛЬЕ. Глава Ставрополья заявил об успешном выполнении дорожного нацпроекта
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию
ИНГУШЕТИЯ. Одиннадцатилетняя девочка скончалась в больнице после ДТП в Ингушетии
ГРУЗИЯ. Саакашвили призвал оппозицию перестать играть в балеринок в Грузии