ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. Сталинский режим в Чечено-Ингушетии никогда не чувствовал себя прочным и держался только на насилии. О масштабах сопротивления этому режиму говорит тот факт, что в 1940 году во время вооруженного восстания под руководством адвоката Х.Исраилова ставленники сталинского режима были изгнаны из горных районов Чечено-Ингушетии. На сторону повстанцев перешло значительное количество чеченцев – работников правоохранительных органов, советского и партийного актива среднего и низшего звена.
Особенностью антисоветских выступлений горцев того периода являлось то, что происходила смена вождей национально-освободительного движения. Вместо бывших мусульманских религиозных лидеров во главе движения становились представители светской национальной интеллигенции.
Однако нападение фашистской Германии на СССР временно отодвинуло на второй план борьбу вайнахского народа против сталинского режима. Как и все народы СССР, чеченцы и ингуши приняли активное участие в войне против немецко-фашистских захватчиков. В рядах Красной армии героически сражались свыше 30 тысяч чеченцев и ингушей. Многие ушли на фронт добровольцами. О том, как чеченцы и ингуши воевали, свидетельствуют такие факты: за годы войны к званию Героя Советского Союза было представлено 56 чеченцев и ингушей. Но только 10 из них получили Звезду Героя СССР. При защите Брестской крепости погибло более 300 воинов-вайнахов. О бесстрашии вайнахов, воевавших на фронте, слагались легенды. На всех фронтах было известно имя чеченца Ханпаши Нурадилова, уничтожившего 920 фашистов. 309 фашистов сразил чеченец Абу-Хаджи Идрисов.
Тем не менее, политическое недоверие режима к народу сохранялось. Вайнахам не позволили создать свои национальные формирования. Более того, в феврале 1942 года был прекращен призыв чеченцев и ингушей в армию. Начиная с 1943 года Сталин оставлял без последствий ходатайства командования фронтов о присвоении звания Героя Советского Союза воинам-чеченцам и ингушам.
Вместе с тем, наиболее непримиримые противники сталинской тирании, воспользовавшись войной, активизировали свои усилия. Повстанцы Х.Исраилова и Мейрбека Шерипова (родной брат Асланбека Шерипова), действовавшие в труднодоступных горных районах республики, представляли для режима реальную угрозу. Особая партия кавказских братьев (ОПКБ), созданная и возглавляемая Х.Исраиловым, ставила своей задачей объединение всех повстанческих отрядов для борьбы против сталинского режима. Однако примечателен тот факт, что лидеры ОПКБ исключили возможность союза с немецкой армией для свержения советской власти.
Весной 1942 года войска НКВД, при поддержке авиации, провели широкомасштабную операцию против повстанцев. В результате восстание Исраилова-Шерипова, длившееся несколько лет, было подавлено.
Очередное вооруженное выступление началось летом 1942 года в Шароевском и Итум-Калинском районах. Восставшим удалось захватить районные центры Химой, Шатой, а затем и Итум-Кале. Но к этому времени повстанческое движение в Чечено-Ингушетии уже пошло на спад. Еще через год – летом и осенью 1943 года – большинство повстанцев сдало оружие и отказалось от борьбы.
«Чечено-ингушский народ, - пишет проф.Д.Гакаев, - который в буквальном смысле истекал кровью от сталинского «классового интернационализма», внутренне отторгал тоталитарный режим. Однако с оружием в руках против этого режима выступал не весь народ, а только его наиболее консервативная, непримиримая вообще ни с какими социально-экономическими преобразованиями часть. Несмотря на это сталинское руководство задумало наказать всех горцев. В конце 1942 года было принято решение о поголовном выселении чеченцев и ингушей с родной земли и упразднении их изначально фиктивной «государственности».
Д. Гакаев «Очерки политической истории Чечни (ХХ век)»
Мобильный трафик и бесплатные антидетект-браузеры: что нужно знать
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии объявили победителей конкурса «Спаси Грута»
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции