ДАЙДЖЕСТ: |
Отец Мансура Шаабаз был родом из чеченского села Элистанжи. Некоторое время семья жила в селе Хаттуни, затем обосновалась в селе Алды. Там в 1760 году и родился великий чеченец, первый имам Кавказа Шейх Мансур, которому суждено было прославить не только свой род, но и весь чеченский народ.
Настоящее имя Мансура — Ушурма. ‘Мансур’ в переводе с арабского означает ‘победа’, ‘победоносный’. Это имя дал ему народ. С раннего детства мальчик интересовался религией, читал и почти наизусть знал Коран. Был на редкость способным и развитым, но молчаливым и впечатлительным.
Получив начальное духовное образование в Чечне,где помимо религии он изучает и другие науки. Особенно интересовало Мансура военное дело.
‘Шейх Мансур впервые появился в Курдистане в городе Амеди. Примерное благочестие, которое так чтится на Востоке, красивая наружность и беспредельная скромность вместе с пылкими призывами к молитве и покаянию довершили образ для полного увлечения толпы.
Высокого роста, красивый, стройный брюнет с бледным лицом и пылкой речью. Фанатик. Имя его стало грозой для русских. Могучая речь и пылкая до самозабвения проповедь молодого миссионера, при его красивой выдающейся наружности, быстро завели ему поклонников обоего пола’, — пишет историк Г. Прозрителев.
Еще свежи были в памяти события 1774 года, когда чеченцы, доведенные до отчаяния карательными экспедициями императорской России, подняли восстание, жестоко подавленное царской армией под руководством командующего Кавказской линией генерала Якоби. Но обстановка в Чечне, да и на всем Кавказе, с каждым днем осложнялась. В 1783 году чеченцы восстают, совершают удачные набеги на русские поселения. С целью наказать чеченцев, в марте того же года царские войска под командованием полковника Коха вторглись в село Атаги и сожгли его. Чеченцы же в это время ударили по русскому батальону, находившемуся в Ханкальском ущелье, чтобы уничтожить его прежде, чем подоспеет Кох со своим отрядом. Однако Кох успел придти на помощь батальону, и в результате боя обе стороны понесли большие потери. Эта карательная акция еще больше обозлила чеченцев. Они продолжали набеги на русские поселения. В такое тяжелое для чеченцев время Шейх Мансур возвращается из-за границы домой и начинает свою религиозно-политическую деятельность.
Легенда повествует о чудесном знамении, определившем дальнейшую судьбу Ушурмы из Алдов.
Однажды во сне ему явились два таинственных всадника, и именем Аллаха велели проповедовать народу истины Ислама. Когда он хотел возразить им, что вряд ли сможет убедить людей, то всадники сказали: ‘Иди! Аллах будет вещать твоими устами, а народ поверит всему, что ты скажешь’.
Мансур, став на несколько дней затворником, долго молился. И когда почувствовал готовность, появился на крыше своего дома и созвал односельчан. Поведав взволнованному народу об увиденном сне, он начал проповедовать истины Ислама, указывая на то, что чеченцы забыли о них и отсюда все их беды. Его страстные речи, простые и доходчивые, объяснения мудрых религиозных предписаний, заинтересовали людей. Мансур быстро обрел популярность в народе, увидевшем в нем посланника Бога. Его односельчане-алдынцы первыми укрепились духом: отказались от вредных привычек, прекратили распри, перестали курить и пить.Мансура окружили почетной стражей, которая находилась при нем постоянно.
Весть о новом пророке неслась по всем аулам. Чеченцы съезжались в Алды, чтобы взглянуть на него, услышать его горячую проповедь. О нем ходили легенды. Слава о Мансуре разлетелась по всему Кавказу. Он начал проповедовать газават — священную войну за независимость Чечни.
Большинство чеченцев поверили Мансуру, и словно сбылось пророчество: в ночь с 12 на 13 февраля 1785 года, почти весь Северный Кавказ, поразило сильнейшее землетрясение. Толчки ощущались на территории Чечни, в Моздоке, Екатеринодаре, Георгиевске, Кабарде и других местах. Через три недели, 4 марта, вновь произошло сильное землетрясение, также охватившее весь Северный Кавказ. Стихийное бедствие люди восприняли как проявление Божьего гнева, предсказанного Мансуром. Ряды сторонников пророка стали быстро пополняться. Поход против русской военной экспансии под знаменем имама был неизбежен. Из оперативных донесений и рассказов очевидцев, власти уже знали о Мансуре и об угрозе, исходящей от него, и были встревожены движением, охватившем всю Чечню.
Кизлярский комендант Вешняков, озабоченный этим, в рапорте на имя генерал-майора Пеутлинга от 9 марта 1785 года докладывает, что ‘все горские деревни чрезвычайно верят Мансуру и привязанность имеют к нему’.
‘ В Чечнях появился лжепророк, приводящий магометан к своей присяге, и, кроме того, хотят чеченцы к нам в деревни приехать, и к оной же своей лживой присяге принудить, а если мы с оной не согласимся, то нас всех хотят разорить’, — сообщал старшина осетинской деревни Шолхи.
Владикавказцы были напуганы слухами об угрозе чеченцев напасть на крепость. Нервничали и в Кабарде: ‘В Чечнях имеется великие сборища’.
Обеспокоенные царские власти послали своих лазутчиков и они принесли тревожные вести. Все в один голос подтвердили, что Мансур пользуется у горцев непререкаемым авторитетом и собрал вокруг себя много людей. Власти насторожились и решили усилить крепости Кизляр, Владикавказ и Григориополис, перебросив туда дополнительно солдат и казаков с орудиями.
‘Повторяемые с Кавказа известия о появившемся там лжепророке и народном от него волнении, как бы ни были темны и необоснованны, тем не менее требуют уважения. Не оказывая, впрочем, наружной заботы, — писал князь Г. Потемкин генерал-поручику П. С. Потемкину, — которое может послужить к ободрению восставших горцев, прикажите стянуть некоторое число войск к реке Сунже, где находится главное сборище лжепророка. Единый страх, таковым движением произведенный, будет удобен к разогнанию сей сволочи. Страх аазания и надежда мзды имеют в тех народах сильное движение’.
Власти были перепуганы не на шутку. Предписывалось ‘не дать самой малой искре произвести пламень’. Они не только готовились к отражению атак войска Мансура, но и принимали все меры, чтобы сбить накал движения мятежного Шейха, старались разными способами убедить народ не идти за пророком.
В прокламации, разосланной генерал-поручиком П. С. Потемкиным, горским народам, говорилось: ‘К неудовольствию моему, извещен я, что в пределах чеченского народа явился некто из бродяг, возмущающий лживым прельщением спокойствие народа. Называя себя пророком, коего лжи никто из разумных верить не может и не должен, привлекает ослепленных суеверов и обманывает их. Такое происшествие не может мною оставлено быть без надлежащего рассмотрения, а как я вскоре от Высочайшего Ее Императорского Величества двора отправляюсь-таки в Кавказские пределы, сим предварительно повелеваю всем народам отнюдь не верить лжепророчествам сего обманщика’. И как только пребудет на Кавказ, писал далее в прокламации П. С. Потемкин, то ‘изобличит при них обманы и ложь Ушурмы’ и докажет им, что тот не пророк, а льстец и обманщик. Поэтому, чтобы подверженные его учению горцы не пострадали, призывает не верить его учению и не следовать по пути, предлагаемого новоявленным имамом: ‘Если кто после прокламации последует за Ушурмой, то такие в скором времени почувствуют наказание’.
Царизм притеснял народ, истреблял горцев, а любое проявление их недовольства жестоко подавлял. У чеченцев не было сильного лидера, способного оказать притеснителям сопротивление. Шейх Мансур призывал народ встать под священное знамя газавата, и горцы пошли за ним, связав с именем имама свои мечты о свободе. За короткий срок ему удалось собрать под свои знамена более двадцати тысяч горцев.
Шейх Мансур сознательно положил жизнь на алтарь служения своему народу. Полностью отдавая себе отчет о мере ответственности, пренебрегая тяготами и лишениями, начал он походы против русских. Главной целью первого имама Чечни было объединить все горские народы. Этого и боялась Россия. Чрезвычайно обеспокоенный таким развитием событий и желая еще в зародыше подавить восстание, князь Потемкин в сентябре 1783 года направляет в Чечню карательный отряд, под командованием известного полковника Пьери. Он сделал марш-бросок в Алды, чтобы захватить или убить руководителя повстанцев. Для усиления отряда Потемкин предал ему батальон кабардинцев, две роты Томского полка, и сотню терских казаков с двумя тяжелыми орудиями. 6 октября происходит кровопролитное сражение в Ханкальском ущелье. Войска полковника Пьери овладевают ущельем. В это же время в селах Валерик, Гехи, Гойты, Рошни-Чу, идут бои чеченцев с отрядом генерала Соколова.
На переправе через реку Сунжу, когда отряд Пьери прорубал в лесу просеку, его заметили трое горцев. Двоих убили каратели. Третьему удалось скрыться. Он и станет главным виновником всего, что случится в последствии с отрядом Пьери. Но пока, оставив на переправе охрану, войско направилось уничтожать смутьяна Мансура.
Во избежание кровопролития, алдынцы предложили русским мир, но Пьери отказался вести переговоры и напал на аул. Мансур со своими воинами ушел. Село быдло взято штурмом, так как жители оказывали сопротивление, полностью разграблено и предано огню. В плен был взят мальчик, который впоследствии станет генерал-майором русской армии, Александром Чеченским, героем Отечественой войны 1812 года. Однако главная цель карателей — захватить живым или убить вождя повстанцев, не была достигнута.
Считая, что чеченцы достаточно наказаны, Пьери повернул отряд обратно за Сунжу, не подозревая, что в пути его ждет возмездие. В лесу, между Алдами и Сунжой, у переправы, каратели были окружены чеченцами и почти полностью уничтожены. Полковник Пьери был убит, майор Комарский, смертельно ранен. Оставшиеся в живых солдаты бежали. Горцы преследовали их, брали в плен, топили в Сунже. Любопытный исторический факт: в числе пленников оказался 20-ти летний адъютант полковника Пьери- уроженец Кизляра, унтер-офицер, князь, Петр Иванович Багратион, будущий знаменитый полководец России, герой Отечественной войны 1812 года.
За злодеяния, учиненные карателями в селе Алды, чеченцы мстить пленным не стали — Шейх Мансур категорически запретил это делать.
На следующий день в ставку русских на противоположном берегу Сунжи с миром явились горцы. Двое из них несли на носилках раненого офицера — это был Багратион.
Удивленные благородным жестом мятежников, русские спросили: «А что, Мансур отдает офицера без выкупа?» Русские, узнав, что перед ними находится сам Мансур, были потрясены.
В этом бою погиб брат Мансура. В руки чеченцев попали многочисленные трофеи, много оружия, в том числе и артиллерия. Это было первое крупное поражение царских войск на Кавказе.
Весть о печальной участи карательного отряда разнесется по всему Кавказу. Сотни, тысячи приверженцев Мансура устремятся под его знамена. После столь убедительной победы, народ провозгласит Шейха Мансура имамом Кавказа.
В 1785 году Масур женился на скромной девушке из села Гойты. Свадьба не была пышной: мулла обвенчал их, друзья пришли разделить радость и взглянуть на невесту. Нужно отметить, что Мансур был противником всяких торжеств и увеселений.
В это время, под влиянием проповедей Мансура, Чечня преображалась. По примеру алдынцев во всех селах стали избавляться от курения, прекратили изготавливать бузу — традиционный хмельной напиток горцев. В центрах сел появились шесты, на которые привязывались всякие находки — деньги и прочие предметы. Люди становились добрее друг к другу, прощали кровников, почти все соблюдали пост, ходили в мечети, жили интересно. И если бы не притеснения со стороны русских, народ вообще не знал бы горя. Но Россия не желала мира на Северном Кавказе. Обе стороны готовились к новым схваткам.
После разгрома Пьери Шейх Мансур объявил о своем намерении изгнать русские войска с Кавказа и с этой целью предпринял поход на Кизляр — оплот царской администрации на Тереке. В июле 1785 года его отряды обрушились на Каргинский редут, который находился в нескольких верстах от Кизляра.
Несмотря на отчаянное сопротивление русского гарнизона, чеченцы подожгли прилегающие к укреплению деревянные постройки. Пожар, охвативший эти строения, перекинулся на само укрепление, затем на пороховой погреб. Редут взлетел на воздух, похоронив под развалинами последних защитников. Это была еще одна блестящая победа Шейха Мансура. Таких удачных походов у имама будет немало.
Окрыленный военными успехами, Мансур снова идет на Кизляр. В богатом Кизляре с армянскими лавками, полными товаров были сосредоточены русские войска (по некоторым данным, около трех тысяч человек). Тем не менее, узнав о намерении горцев, жители Кизляра всполошились и поддались панике. Легенды о чеченском пророке, смерть Пьери, гибель Каргинского редута, решение Мансура идти на Кизляр — все это повергло жителей города в глубокое уныние. Один из очевидцев тех событий писал: ‘Картина была действительно печального свойства: испуганные дети кричали, женщины плакали и, теряя голову, не знали за что приняться, седые старики сумрачно глядели на семьи и торопливо прятали и убирали пожитки. Многие бежали в астраханские степи. Казаки, с вечера отправленные за Терек, заклинали друг друга стоять за родные станицы и ‘падать спиной’ в Терек, если не одолеют ‘пастуха — волка’, как они называли Мансура.
Ночь прошла благополучно. Под утро, когда после тревожных часов ожидания, жители уже стали забываться сном, вдруг тучей поднялась пыль за Тереком, в крепости раздалось паническое: ‘Идут!’ Крепость вздрогнула, как от удара грома. Чтобы ободрить народ, русские и армянские священники ходили по улицам города, пели молебны и кропили христиан святой водой. Суета, шум и тревога были повсюду и лишь русские солдаты молча стояли в своих рядах. Чеченцы появились неподалеку от Кизляра где-то в полдень и начали переправу через Терек. Только к вечеру горцы пошли на штурм крепостной ограды, возведенной вокруг Форштадта.Мансур успешно взял Кизляр.
Шейх Мансур, не примимирившийся с захватом Кавказа Россией, в 1778 году, призвав все кавказские народы к джихаду против иноземных захватчиков, за короткое время собрал сильное войско и оттеснил русские воинские части до реки Дон. Его военные успехи стали причиной прибытия отовсюду на помощь все новых и новых отрядов.
Находясь в тяжелом положении, русские, хотя и объединили все военные силы в сражении в Чечне, около Алда аула, испытали поражение. Кизляр и другие важные стратегические пункты оказались захваченными. Татарпольское сражение также закончилась победой Мансура.
Однако соотношение сил было неравным. В 1791 году русские с мощной силой вновь перешли в наступление.Турецкий Султан Прегласил Шейха Мансура в Анапу.Шейх Мансур взяв собой не большое войска,едет в Анапу.Его там предали Османы(Турки) за золото.Шейх Мансур и его войска сражались до последнего воина,Мансур остался в живыx, и он борьбой подошел к пороховому складу.Мансур хотел взорвать пороховницу взрывая себя и врагов,но набросевшая толпа врагов не дала Мансуру этого сделать.
После этого Шейха Мансура увезли в Россию,в крепость Шлисселбургую.Мансур не продался врагам не за титул Графа и они убили его 13-го марта 1794 году.
А борьба Чеченцев, хотя и в разрозненной форме, все же продолжалась.
Шейх Мансур покорил двести крепостей.
Воитель проповедник и святой,какой еще герой сравнится сним,за-то известно всем что эта личность пример борьбы народам остальным!
Да благославит Аллах газават,Мансура и его боевых саратников…Дала г1азот къобал дойла церан,амин!!!
КРАСНОДАР. Кубань присоединилась к эксперименту по новому налоговому режиму
КРАСНОДАР. На Кубани ввели штраф за парковку авто на клумбах и газонах
КРАСНОДАР. На Кубани начнут штрафовать за парковку на газонах
КРАСНОДАР. Малым технологическим компаниям в регионе предоставят налоговые льготы
КРАСНОДАР. Кубанские парламентарии оценили развитие футбола в регионе
КРАСНОДАР. На сессии проанализировали исполнение краевого закона о мелиорации