| ДАЙДЖЕСТ: |
Чеченский народ, пожалуй, пережил самый трагический период в своей истории после Кавказской войны 19 века, это лихолетье 90- х. в здании Грозненского цирка собирались толпы, невесть кто, назвавшие себя ОКЧН (Общенациональный Конгресс чеченского народа). Эти люди на свои плечи взгромоздили непосильную ношу – быть выразителями чаяний народа. Жаркие споры в том здании порой напоминали постановочные сценки клоунов. Создаваемая информационная блокада что выражалась в простом игнорировании процессов, происходящих в Грозном, к конце концов вылилось в открытое выступление против власти. Митинги, собрания, пикеты – все арсеналы доселе диковинных явлений в размеренной, общественной жизни в те годы ещё многонационального народа ЧИАССР создали новую реалию. Реалию, где уже нет стабильности, а анархия становится матерью порядка! Всё это называли «выразители» чаяний народа чеченкой революцией. Той самой революцией жертвами которой стали не только граждане не чеченского происхождения, но и в первую очередь сами чеченцы.
Возрастающее любопытство чеченцев, по сути, ограничилось лишь созерцанием. Правило политологии, что срабатывало на всех нациях и во все времена, что движимая часть общества всегда групп лиц, порой кучка отщепенцев и авантюристов. В вопросе легализации, фактически, государственного переворота, чеченские сепаратисты шли по чисто марксистко - ленинской линии. А именно: «Народ– подлинный субъект истории... Место и роль народа в истории впервые раскрыл марксизм, устранивший один из главных пороков идеалистической социологии, которая игнорировала решающую роль народа в общественном развитии», (В. И. Ленин, Соч., т. 21, с. 40). Тут же ими классовость выражалась в противостоянии партократии в ЧИАССР. Получается тем же «булыжником» новоявленные революционеры разбили вполне благовидную витрину, но уже затухающего «развитого социализма». Чем жарче, смелее были выступления крикунов с импровизированных трибун на митинге на площади у Рескома, тем азартнее толпа принимала вылетающие слова из говорящих разгоряченных голов! А основная масса граждан, поначалу любопытствующая, быстро охладела и пыталась даже не замечать происходящих событий. По существу – ведущих в тупик и к крови, события часто приобретали элементы революционного характера, надо признать, но зачастую оказывались хорошо с режиссированными акциями.
Вспомнить только, так называемые, выборы Д. Дудаева в октябре 1991 года, где он набирает аж 90,1 % голосов! По словам самих участников этих «выборов» за этими голосами стоят массовые фальсификации и выброшенные пустые бюллетени. Павел Усов пишет: «Дудаев со своими соратниками, число которых быстро возрастало, и которые в августе 1991 года уже имели оружие, вначале захватил телевидение, где объявил, что власть в республике будет принадлежать временному правительству, а потом 6 сентября разогнал Верховный совет. Депутаты совета избивались вооруженными чеченцами, а руководитель Грозненского городского совета Виталий Куценко погиб, будучи выброшен из окна здания». Первая кровь пролилась… Дудаевщина потом продемонстрирует все черты махновщины, чьим собирательным образом можно считать некоего «Шекар - Ису». Человек из той самой революционной среды от имени и по поручению революции обшарил грозненские продуктовые склады, и по его объяснениям, впавшим в глубокое недоумение заведующим тех самых складов он говорил, что экспроприировал сахар для той самой революции. По немыслимым для какого-нибудь марксиста соображениям, но вполне законным в понимании ичкерийца сахар попал на рынки. Не плохой куш срубил тот Иса. Теперь уже в наши дни сей «похвальный опыт» ему не мешает горлопанить о «светлых годах Ичкерии» и «злом» Кадырове. Начавшееся брожение в некогда едином обществе республики принимала всё более системные «болезни». От процесса отделились ингуши, на перепутье, даже брошенными оказались русские и чеченцы. Именно им впоследствии придётся пережить, и новогодний штурм генерала Грачёва, и фильтр пункты с зачистками, и террор бандитов.
Шоу под названием «чеченская революция» вербовала всё новых и новых деятелей. В частности, части лиц старческого возраста. Действительно, как говорит чеченская поговорка «есть старцы, есть и попусту прожившие свою жизнь люди». К последней категории можно отнести тех, кто кричал на митингах в те годы, мол, «посохами будет сбивать русские самолеты». То, что им максимум, удалось, это с невероятной жаждой жизни сбежать, когда у дверей оказался русский солдат, проявив не дюжую смелость - народная история с презрением это записала. Слава Богу, подавляющее большинство стариков призывала к миру и согласию, добровольно участвовали в миротворческих миссиях. Им некогда было заниматься пустословием, и понимая ответственность как настоящие чеченцы не зарабатывали сиюминутный авторитет на площадях. А вооруженные люди ни с кем не шутили: вспомните разгон чеченской оппозиции на Театральной площади в г. Грозном, когда дудаевцы применили оружие. С этого момента чеченское общество окончательно разделилось на три разные части: первая часть олицетворяла собой стремление к порядку и миру с Россией, другая ичкерийская – хаос и войну. А Третья часть – это большинство, те, кто молчали, видели и не посмели выразить свое возмущение происходящим! Безмолвное большинство. Демократия по-дудаевски – это террор в отношении неугодных лиц, потому и молчали.
Дудаевский период характеризуется как начало политико-экономического коллапса чеченского общества и разложения народа по признаку тейпа на отдельные составные. Объявлялись целые районы с соответствующим населением не благонадежным, иные – воинами, остальные – рабами. Дело дошло и до разделений по тарикату: неблагонадежными, к примеру, объявлялись представители накшбандийского тариката. Начавшаяся первая война немного повысила авторитет советскому генералу Джохару Мусаевичу, (или на не прижившийся манер – Дуди Муси Джовхар). Остаётся также нелицеприятным фактом для нынешних любителей идеи ичкеризма, что на момент начала той войны распоряжения генерала не исполнялись даже грозненскими префектурами, и речи не было об этом в отношении терских районов или того же Гудермесского района. В годы его правления появились на чеченской земле новые «спасители душ», псевдосаляфиты и их противники хабашиты. Большую активность проявляли первые, может потому что Дудаев самым активным образом искал поддержку у арабских стран. Но его саудитские вояжи и посещение Ливана, (логово хабашизма, кстати), ни к чему не привели. Единственно, ливанский визит, август 1992 года создал определенные сомнения, как у местного духовенства, так и у знающих их в лицо таких же приезжих «спасителей душ». Чечня превратилась в лабораторию по отработке экспериментов в духовной сфере. Посягательство на духовность не осталась не заметной для дальнейшего развития общества. И сейчас метастазы 90-х дают о себе знать. Возможно игнорирование сигналов касаемо благонадежности приезжих «спасителей душ» связано с тем, что Дудаев искал опору в них как заменителе традиционных форм Ислама, представленных в виде тарикатов кадирия и накшбандия. Факт, возможно подтверждающий это: предоставление Ахмаду Тамиму в феврале 1992 года на церемонии открытия мемориала жертв политических репрессий в Грозном права читать коллективную мольбу Всевышнему, что по этикету прерогатива муфтия и уважаемого гостя.
Что стало причиной тому, что это произошло? В первую очередь следует вспомнить то, что власти проявили фатальную, как для себя, так и для общества слабость. Объявленная свобода республики – ЧИР – Д. Завгаевым не стала той козырной картой чем тогдашний власти могли оперировать против авантюристов и проходимцев. Они фактически сдали народ бандитам! И шаги власти к формированию государственности в условиях переходного цикла от социализма к капитализму были аннексированы и восприняты как победа теми, кто, бив себя в грудь, называл себя патриотами. Конечно, нельзя забывать о том вышеуказанном безмолвном большинстве. В состояние аффекта это большинство было введено захватившими авантюристами, и на податливую массу людей уже никто не обращал внимания: стороны решали свои текущие задачи.
Сепаратизм явил своё истинное лицо в годы правления А. Масхадова. Апогеем окончательного разложения идеи независимости стали множимые противоречия среди «августовских победителей» образца 1996 года, вчерашние герои окончательно превратились в гангстеров. Неспособный исполнить волю народа – элементарная защита от бандитов – стала историческим приговором для советского полковника Аслана Алиевича Масхадова. О мертвецах, говорят, лучше молчать или хорошее сказать, но в данном случае этот человек повинен в преступлениях против чеченского народа. А за него когда-то голосовали (январь 1997 года)! Ичкеризация чеченского общества вошла в свою завершающую стадию: к началу 1999 года отмирают последние, хоть как-то рефлексировавшие, правоохранительные органы, а гудермесские события мая 1997 года и июньские выступления С. Радуева показали, что масхадовские власти безответственны и заняты лишь личным обогащением.
Да справедливости ради надо сказать, что изначально в искусственно созданном хаосе, появлялись личности, пытавшиеся хоть как-то решить проблемы, внести некий порядок, верящих в то, что хаос преодолим. Этих людей без сомнения можно считать патриотами, среди коих ярко выделяется Ахмат-Хаджи Кадыров, в самый трудный период истории народа взявший на себя ответственность за возвращение мира на чеченскую землю. Человек, олицетворяющий настоящий джихад словом и делом, заставивший отпрянуть «партию войны» в Москве от замыслов стереть чеченцев, разоблачивший стан сепаратистов и религиозных радикалов в национальном предательстве. Иначе как воспринимать высказывания о том, что «они готовы вести джихад» до последнего чеченца – только вот не задача, погибать за их идеи толкают других, молодежь, сынов и дочерей из других семей. Свои же… Им жить, учиться в Европах надо! Живший годами в республике, не покидавший её пределов в самые трагические дни, А. Кадыров лучше мог знать ситуацию, так сказать, изнутри. Соответственно, дельцам, торговцам Родиной и «подставным уткам» поручить управлять республикой было дело, ведущим к новому Хасав-Юрту или, иными словами, окончательному развалу России.
Разрозненная и кровоточащая, разграбленная и разбитая Чечня в начале 2000-х представляла жалкое зрелище. Народ был рассыпан по всему миру, идея о том, что когда-то Грозный будет восстановлен воспринималась как шутка, а речи о возвращении домой у тех, кто покинул родные земли отражали одно желание: там можно будет быть похороненным после смерти, но не более того. Упаднические настроения множились в чеченском обществе в годы второй войны в ЧР. Неимоверных усилий потребовалось, чтобы внушить обществу уверенность в будущее, хоть и не светлое как обещали коммунисты, но внятное и стабильное, где нет зачисток и блокпостов, есть возможность работать, а не стоять в очереди сутками за гуманитарной помощью, с гордостью ощущать себя чеченцем, а не ходить с зашитыми карманами как потенциальный бандит. Внятное существование гарантировано в том обществе, где высока гражданская ответственность и самосознание. Чеченцам никак нельзя забывать прошлое.
Булат Сардалигар
![]() |
Туристический бум на Востоке и в Азии: ВТООН опубликовал топ мировых лидеров
В Казахстане стартовало строительство крупного животноводческого консорциума
РОСТОВ. Губернатор Ростовской области отметил триумфаторов молодежной Спартакиады щедрыми премиями
РОСТОВ. Ростовские ветврачи спешат на помощь раненому льву после атаки дронов
АРМЕНИЯ. Собиравший разведданные для "Хезболлы" боевик ликвидирован Израилем в Ливане