ДАЙДЖЕСТ: |
97 лет назад, в конце марта — начале апреля 1919 года, под селами Гойты и Алхан-Юрт развернулись кровопролитные бои чеченского ополчения против крупных соединений деникинских войск. А в нынешнем году мы будем отмечать еще одну знаменательную дату — 249 лет со дня основания с. Алхан-Юрт.
Алхан-Юрт – одно из древних сел Чечни. Оно раскинулось у склонов Сунженского хребта, на благодатной и плодородной земле. А славится оно своей богатой историей, героическим прошлым. Так уж получилось, что в этом месте фокусировались события, которые словно проверяли на прочность тех, кто родился и вырос здесь. Незабываемой славой покрыли себя алханюртовцы, защищавшие аул в 1919 году. Об этом свидетельствуют и строки из донесений деникинцев – полковника Запорожцева и полковника Булгакова – в белогвардейский штаб: «После отчаянной борьбы с чеченцами, цеплявшимися за каждую саклю, в 8 часов 30 минут аул был занят доблестными казаками и пластунами. Четыре сакли с вырытыми вокруг них окопами на южной стороне удерживаются горсткой храбрецов…». «Аул занят весь, кроме четырех домов… Бой продолжается при высоком напряжении с обеих сторон. Ожесточение чеченцев и их удаль достигают крайнего проявления…»
«Когда фронт был сломлен, – писал об этих событиях другой очевидец, революционер, пламенный большевик Александр Носов, – в ауле осталась небольшая группа чеченцев. Защитники сгруппировались вокруг мечети. Отчаянным сопротивлением встретили они наступающего врага, с кинжалами бросались на пулеметы, проявляя образцы мужества и героизма. Наконец, стало ясно, что аул не удержать. Тогда десять его последних защитников приняли решение дорого продать свою жизнь. Кольцо белых уже сомкнулось, когда через цепь к этим десяти перебежал одиннадцатый, еще совсем молодой человек.
В течение двух дней, оставаясь в ауле, захваченном белыми, они вели огонь из подвала одного из домов, пока тот не был разрушен снарядами. И вот последний взрыв. Уцелевшие выбежали из разрушенного подвала и, бросившись на осаждавших с кинжалами, все полегли…»
Славой овеяны имена тех, кто с оружием в руках защищал родную землю от деникинских полчищ. Мы не должны предавать их забвению. В их числе – Боклу Бакуев, за мужество и героизм в свое время награжденный русским царем четырьмя крестами, Абдула Денильханов, Ала Лечиев, Товзарка Яшуркаев, братья Солтамурад, Ахмад, Магомед и Абубакар Датакаевы, Яхья Шоипов, братья Кантати и Сулейман Боршаевы, отец и сын Сайдулла Пайзулаев и Аюб Сайдуллаев, братья Сату и Хату Мальсаговы и многие, многие другие.
Вот эпизод из воспоминаний Салавди Денильханова, сына Абдулы Денильханова, описанный известным журналистом Олегом Джургаевым: «Один из участков обороняли четверо братьев Датакаевых. Рядом с ними находился их отец Датак Такалаев и сестра Серижа. В семейном окопе был станковый пулемет, неумолчно строчивший по врагу. Десятки попыток делали деникинцы, чтобы подавить эту огневую точку, неодолимой преградой вставшей на их пути, но все они были безуспешными. Пал Солтамурад – за пулемет стал Ахмад. Пал Ахмад – застрочил Магомед, которого вскоре тоже сразила пуля. А потом взялся за гашетки пулемета Абубакар. Но вот и он погиб, ранило Серижу, а пулемет продолжал кинжальным огнем разить врага — теперь уже старый Датак Такалаев лег за щиток «максима», а Серижа, превозмогая боль, подавала отцу ленты».
К слову, это не единственный случай, когда рядом с мужчинами бой отважно вели женщины. Не уступая им в героизме, представительницы так называемого слабого пола перевязывали раненых, подносили боеприпасы, перенимали оружие из рук погибших брата или мужа и наравне с мужчинами вели бой: Тарха Саидова, Мелхезни Цомаева, Зарт Пацаева. Приведу еще один эпизод из статьи Джургаева: «…Семейный окоп Боршаевых держался дольше всех. Его обороняли братья Кантати и Сулейман. Последний был мужем Маймы. Ей сначала запрещалось появляться на поле боя, но обычно послушная на этот раз Майма ослушалась.
…Братья Боршаевы погибли, но из их окопа продолжался меткий огонь. Это стреляла Майма. Однако одна из пуль все же сразила отважную женщину». Когда один из офицеров потянул на себя винтовку из рук убитой Маймы, вдруг раздался выстрел, и офицер замертво упал на землю. Как оказалось, Майма, даже умирая, не убрала палец со взведенного курка. Так умирают только герои…
Вечная им память!
Умиша Идрисова. № 53 (2737) г-та "Вести республики"
Госсекретарь США и глава МИД Турции обсудил мирный процесс между Арменией и Азербайджаном
В Баку анонсировали обсуждение текста мирного договора с Ереваном в декабре
СЕВАСТОПОЛЬ. Газификация охватила еще три севастопольских села
АСТРАХАНЬ. 21 ноября в Думе Астраханской области рассмотрят 28 вопросов
АСТРАХАНЬ. В центре Астрахани начали ремонт ливневой канализации
АСТРАХАНЬ. Маленький астраханец получил самое дорогое лекарство в мире