Госдума РФ приняла в первом чтении антитеррористический пакет законопроектов, несмотря на критику в его адрес со стороны Совета при президенте по правам человека (СПЧ), правового управления парламента и даже Верховного суда, сообщает Хроника.инфо со ссылкой на ВВС.
Эксперты считают, что от его принятия выиграют не граждане, а спецслужбы и - что удивительно - иностранные государства.
Законопроекты ( 1, 2) разработаны председателем думского комитета по безопасности Ириной Яровой и главой комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктором Озеровым.
Они предлагают дополнить Уголовный кодекс статьей "акт международного терроризма", предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет.
Привлекать к уголовной ответственности за преступления террористической направленности авторы хотят с 14 лет, вербовщиков - отправлять в тюрьмы на срок до 15 лет, тех, кто не стал доносить о готовящемся теракте, - лишать свободы на срок до трех лет, осужденных террористов - лишать российского гражданства.
Экстремистам с непогашенной судимостью и пособникам террористов предлагают запретить выезд за границу.
Если документ будет принят в нынешнем виде, за теракты за рубежом будут карать суровее, чем за совершенные в России. Пособничество терроризму также будет стоить дороже, чем само совершение теракта (при отсутствии отягчающих обстоятельств).
Наконец, спецслужбы получат доступ к переписке всех граждан за три года. Где будут храниться эксабайты информации, законодатели не уточняют.
Наиболее полный отзыв на инициативу опубликовал СПЧ: правозащитники считают, что такие предлагаемые нормы, как запрет на выезд и лишение гражданства, напрямую противоречат конституции. Русская служба Би-би-си спросила юристов и специалистов по конституционному праву, что они думают по этому поводу.
Сергей Цыпляев, декан юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС, член Комитета гражданских инициатив
"Вспоминается известный анекдот про сотрудника посольства СССР в одной из капстран: он провинился, и начальник угрожает отправить его на родину. На что тот отвечает: "Вы меня родиной-то не пугайте!".
То есть выезд за границу воспринимается как благо, и провинившихся будут в наказание в России держать.
Если вы хотите, чтобы здесь было как можно меньше террористов, то откройте этим людям возможность уехать. Вы о ком заботитесь - о своей стране или об окружающем мире? Или вы ставите задачу неугодных удерживать, наклеивая на них ярлык террориста? Я подозреваю, что последнее.
Вообще, кто тут главные - граждане (и тогда они строят институты, и это республика) или государство (и тогда это не граждане, а верноподданные)? Возвращается логика подчинения государству: оно стремится уже на законодательном уровне решать, кто здесь враги, кто неграждане.
Если доказано, что гражданин готовится совершить теракт, в отношении него должен действовать уголовный кодекс. Наказание в виде запрета на выезд или лишения гражданства - это крайне удивительная мера, которая по духу и порядкам отсылает в СССР.
И безусловно, это противоречит конституции. Гражданство принадлежит человеку либо по рождению, либо государство и общество наделяет его таким правом. Отобрать его невозможно, если общество стоит на ногах, и вы его не ставите на голову, превращая граждан в рабов".
Михаил Барщевский, представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях
"Эти законодательные новеллы соответствуют позиции правительства России, что борьба с терроризмом должна вестись на международном уровне.
Невыпуск с территории России лиц, подозреваемых в терроризме, в первую очередь, направлен на удовлетворение интересов третьих стран.
Представьте: некий российский гражданин, подозреваемый в связях с террористами, собирается полететь в Лондон или Париж. И Россия его спокойно выпускает. Моральная ответственность на теракте, который он совершит, будет на российских спецслужбах, которые знали о его преступных связях и дали ему возможность действовать. Согласитесь, это не соответствует позиции России, что борьба с терроризмом - дело общее.
Что касается лишения гражданства тех, у кого есть иное гражданство или гарантии его получения: лишая гражданства террориста, мы как бы предупреждаем страну, гражданином которой он также является (или имеет право стать), что он террорист. Теперь он, не будучи гражданином, имеет право выехать из страны - это связано с первым вопросом он невыпуске. И это вполне логично".
Георгий Сатаров, один из разработчиков российской конституции, президент Фонда ИНДЕМ
"Не вижу в этом [пакете законопроектов] информационного повода.
Это судороги властей, далеко не первые и не неожиданные. Лишение гражданства за уголовные преступления не предусмотрено конституцией.
Одни их законы, не соответствующие их же другим законам, ничего общего с правом не имеют. Право находится вне их представления о сущем, их практики.
Это истерический страх режима, который полагает, что если он примет еще что-то такое, ему будет спокойнее спать ночью". Источник: hronika.info
checheninfo.ru