Как известно, первое впечатление о человеке формируется на основе его внешнего вида и поведения. Новое исследование показало, что оно возникает прежде, чем мы успеваем об этом подумать. Исследователи из Мельбурна говорят, что могут предсказать эмоции человека по графическому изображению электрического процесса в мозге. Причем человек может даже не знать, что его мозг уже принял решение. Ученые рассчитывают на то, что результаты исследования помогут им больше узнать об импульсивных решениях. Исследованием руководили доктор Стефан Боде из Школы прикладной психологии в Мельбурне и доктор Карстен Муравски из Мельбурнского университета (Австралия). Используя метод электроэнцефалографии, специалисты измеряли электрическую активность мозга добровольцев, когда те смотрели на различные фотографии. Участникам эксперимента демонстрировались изображения еды, сцены повседневной жизни и статусные символы, такие как автомобили и деньги.
После проведения электроэнцефалограммы испытуемым снова показывали те же самые фотографии и задавали вопросы по каждой из них. Например, спрашивали, какие впечатления они оставили, и о чем заставили задуматься. Расшифровка мозговой активности помогла исследователям спрогнозировать, какие решения, наиболее вероятно, примут испытуемые после увиденного. Мы обнаружили, что при просмотре фотографий в мозге происходит кодирование решений с привязкой ко времени, причем без ведома зрителя. Кроме того, наши результаты показывают, что определенные изображения побуждают человека думать о настоящем или будущем, — рассказали исследователи. Активность мозга участников записывалась до того, как они узнавали об опросе с последующим принятием решения. По словам ученых, результаты исследования помогут лучше понять импульсивное поведение человека, особенно если оно вызвано рекламными подсказками, которыми богат современный мир. Например, можно увидеть процессы, происходящие в мозге человека, который пытается избавиться от игровой зависимости, под воздействием рекламы. Наши результаты показывают, что даже если такой человек пытается игнорировать рекламу, его мозг может бессознательно обрабатывать информацию и возвращать более раннюю модель поведения. Исследователи говорят, что с таким же успехом можно регулировать импульсивное поведение. Например, фотографиями, отсылающими к будущему, можно настроить сознание человека на определенный сценарий в будущем. Исследование проводилось при участии специалистов из Кельнского университета в Германии. Его результаты были опубликованы в журнале PLoS One.