Исследователи приблизились к разгадке тайны трагедии корабля Группа геофизиков и инженеров изучила частоту и размер айсбергов, плававших в северо-западной Атлантике в ХХ веке, и пришла к выводу, что в катастрофе «Титаника» виновата не только команда, проигнорировавшая ледовое предупреждение и не снизившая скорость судна при входе в опасную зону. Помимо этого именно в 1912 году аномально большое количество айсбергов дошло до вод, окружающих Ньюфаундленд.
Международный ледяной патруль (International Ice Patrol) — организация, следящая за антарктическими айсбергами начиная с 1914 года (ее создание было реакцией на крушение «Титаника»), — разработал простой показатель опасности. I48N — это количество айсбергов с надводной частью выше пяти метров, ежегодно пересекающих сорок восьмой градус северной широты. Более-менее достоверная статистика по I48N доступна уже с 1900 года. В год крушения «Титаника» линию 48-го градуса пересекли 1038 айсбергов. В первые два десятилетия ХХ века такой показатель был достигнут лишь дважды. Следующим фактором, увеличивающим опасность столкновения, было время года: в апреле-мае к Ньюфаундленду приплывает максимальное число айсбергов. И последнее: в дни, предшествовавшие катастрофе (14-15 апреля) центральная Атлантика попала в область высокого атмосферного давления. Два центра такого давления (канадская Новая Шотландия и южная Ирландия) соединились, в результате чего ветра распространили холодные воздушные массы с северо-западной Канады на всю западную Атлантику. В итоге айсберги в апреле 1912 года доплыли до более южных районов, и на месяц раньше, чем обычно. Аномальные погодные условия и повышенное количество айсбергов в Атлантике сыграли важную роль в крушении «Титаника», хотя нарушения техники безопасности и человеческий фактор не следует сбрасывать со счетов, считают ученые.