У сунны пророка Мухаммада (а.с.в.с.) и суфийского течения Кадари-тарикат одна основа – Коран
В свяшенном Коране говорится: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий.» Сура 49, аят 13.
Одним из смыслов этого аята является то, что каждому человеку положено знать свое происхождение и свою родословную, но основной смысл указывает на то, что самые почитаемые Аллахом среди людей – наиболее благочестивые и богобоязненные рабы, которые во всем повинуются Аллаху и остерегаются грехов. (См. толкование Священного Корана, Сура 49, аят 13. Перевод с арабского – Кулиев Э.Р.)
История происхождения тайпа босо, гласит, что она начинается от потомков Абубакара-Сиддикъа (Да будет им доволен Аллах!), которые переселились из Аравии на Кавказ и были одними из основоположников «Нашха» национально-культурного центра Нохчмахкхоев.
Позже предки тайпа босо переселились из Нашха в местность «ДIай», которая входила в Чеберлойский тукхум и там же обосновали собственное селение Босо, территория которого охватывает пять гор: с западной стороны г.Босойн-Лам (Шари-Лам) 1891,2 м.; с северной стороны г.Гоьрга-Лам 1442.0 м.; с восточной стороны г.Леникорт (ТIошакхарде) 2010.8 м.; с юго-восточной стороны г.Дакха-Лам 1536.4 м; и с юго-западной стороны на равных правах с представителями тайпа дIай часть г.ДIай-Лам 1338.0 м.
Согласно неписанным законам гор для жителей, входящих в кровнородственный территориальный союз тайпа босо было обязательным соблюдение пяти принципов коллективного сосуществования:
1) во имя Аллаха вознамериться и практически делать добро и не делать зло;
2) совещаться и советоваться между собой;
3) не дожидаясь просьбы о помощи, по мере возможности, помогать ближнему (физически и материально);
4) не дожидаясь просьбы о помощи, по мере своих интеллектуальных и духовных способностей, делиться с ближними знаниями и наставлять их на правильный путь;
5) совместное сострадание и сопереживание в горечи и в веселье.
Родовое селение тайпа босо. Здесь протекала жизнь людей, которые стояли у истоков формирования духовно-нравственного, национально-патриотического и культурного образа благородного Чеченца и самое главное в нем сохранился зиярат Ахмад-Шейха, преемника и последователя устаза Кунта-Хаджи (Да будет свята их тайна!).
Надпись, обнаруженная экспедицией Академии Наук Чеченской Республики (АН ЧР) в родовом кладбище тайпа босо на надмогильном камне Ахмад-Шейха, уроженца селения Босо, вызвала большой общественный резонанс.
Выписка из экспертного заключения АН ЧР:«[Это] усыпальница эвлияа Аллаха, и нет сомнения [в том, что он – истинный эвлия Аллаха], который провел свою жизнь в покорности Аллаху и по сунне Его посланника, озарившую страну - «ДегIаста» (имеется виду территория Чечни, Ингушетии и Дагестана). [Провел он свою жизнь] в набожности (воздержанности от мирского) и в учении [ислама].
[Здесь] речь идет об Ахмаде сыне Ахмад-хана.
Поистине, Аллах одарил его большой любовью к Себе [Аллаху] а также большой любовью к Его посланнику, а также любовью к своему устазу Кунта-Хаджи (да будет свята его тайна). Он преемник и продолжатель его учения, который всю свою жизнь посвятил призыву к Кадарийскому тарикату».
Это теперь еще один научно доказанный факт - послание мудрых предков, высеченное на надмогильном камне, расположенном в усыпальнице Ахмад Шейха в начале ХХ века. Из этой надписи - послания предков – становится очевидно то, что у сунны пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует!) и суфийского течения «Кадари-тарикат» одна основа – Коран, и общая цель - достижения довольства Аллаха. И все что противоречит данной истине, как бы и кто бы не говорил – это ложь.
После того как стало известно об экспертном заключении АН ЧР – нет отбоя от многочисленных паломников, желающих посетить усыпальницу, но, к сожалению при посещении зиярата (особенно в зимнее время) паломники испытывают затруднения, так как дорога, ведущая к данному зиярату, пришла в негодность.
По словам Шадида Чабагаева, заместителя Главы Шатойского муниципального образования, возможности района ограничены, чтобы самостоятельно решить данные вопросы. Тем не менее, руководство района поддерживает всех желающих посетить святыню, а так же желающих вернуться для постоянного проживания в свое родовое село, осваивать бесхозные сельхозугодия и развивать сельскохозяйственную деятельность, необходимую для нормальной жизни в высокогорной местности.
Как известно, решению таких вопросов Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров уделяет большое внимание. Мы не сомневаемся, что в ближайшее время руководителям соответствующих министерств и ведомств, в чьей компетенции находится решение вопросов развития коммуникаций и инфраструктуры в высокогорной местности, будут даны соответствующие указания, учитывая, что здесь находится святыня эвлияа Аллаха, преемника и продолжателя учения устаза Кунта-Хаджи (да будет свята их тайна!) почитаемого и многочисленными последователями Кадариийского тариката нашей Республики, Ингушской Республики и Республики Дагестан.
Представители тейпа босо и многочисленные последователи Кадарийского тарикита, принимавшие участие в восстановлении духовного значения зиярата Босо Ахмад-Шейха, выражают слова благодарности Хож-Ахмеду Хаджи Кадырову, Председателю Совета Улемов Чеченской Республики, руководителям и сотрудникам Академии Наук Чеченской Республики и администрации Шатойского района, внесшим свой посильный вклад в столь богоугодное дело.
Ваха Курбанов
checheninfo.ru