- Айнди Алимсултанович, как зарождалась чеченская автомобильная промышленность?
- Ахмат-Хаджи Кадыров, в бытность его Главой Администрации Республики, встретился с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, и они договорились о производстве легковых автомашин в Чечне. Когда не стало Кадырова, а директор ОАО «Автоваз» стал губернатором самарской области, проект был заморожен. Затем, когда к власти пришел Кадыров-младший, его достали из-под сукна и дали ход. Вот так, в 2008 году была достигнута договоренность о сборке автомобиля «Лада-2074» в Чеченской Республике.
- Когда вышла с конвейера первая машина?
- Правда этому предшествовала еще и раб[img=left]http://auto.dmir.ru/Handlers/AutoImage.ashx?photoid=9904356&mode=15[/img]ота по восстановлению завода, обучению технического персонала. На все про все нам дали три месяца. За этот срок мы проделали определенную работу. Благодаря чему первая машина ручной сборки появилась у нас 1 мая 2008 года. С тех пор завод работает бесперебойно. Собрано 1500 автомобилей. Предстоит собрать еще 150 автомашин.На данный момент идем по графику. Коллектив слаженный, сработался. Даже комиссия с «ВАЗа» нашей сборке дала высокую оценку. Все параметры нашей работы соответствуют ГОСТу. На данный момент брака еще не было.
- Айнди Алимсултанович, вот на вашем мониторе видеонаблюдения показывается цех сборки машин. Почему там не видно рабочих. Неужели конвейер настолько автоматизирован?
- Вы правильно заметили. Конвейер автоматической сборки машин остановлен. Но сборку на подъемниках мы не остановили, так как нам надо собрать еще 150 автомашин. Это связано с тем, что идет замена старого оборудования на новый. С нового года мы начали сборку ладу «Приора».
- Будет ли у машин разница в цене, не проще было бы продавать их через дилеров завода?
- Это уже вопрос второго плана. На первом месте все-таки рабочие места. Правда, на первых порах штаты не возрастут. Мы получаем кузова первой комплектности. А вот со второго квартала все работы по сборке будут проводиться на месте, тут уж без дополнительной рабочей силы нам не обойтись. А пока мы обучили на ВАЗе 100 человек молодежи. Все они с высшим и средне-специальным образованием. Средний возраст коллектива -23 года. Разумеется, жителям Северо-Кавказского региона выгодно покупать машины у нас. Во-первых, они экономят на дороге до Тольятти и обратно, во-вторых, дороги наши небезопасны. А сумма даже в 15-20 тысяч для любого автовладельца большое подспорье. Если все работы наши, то и себестоимость машины будет соответственно – низкая.
- Много у нас накопилось на Кавказе транспорта, покупательская способность населения низкая, есть у вас какие-то планы на будущее?
- На перспективу планируем обустроить полностью завод автосборки и завод автокомпонентов. Есть такой перечень запчастей, это более 10 наименований, которых мы можем изготовлять у нас в республике. Есть договор на новый завод с инвесторами и соглашение с «Автовазом», что они будут закупать у нас лишние компоненты, которые остаются после сборки машин на заводе. Более того, планируем выпуск малого грузовика, наподобие «Газели», куда можно смонтировать разные специальные механизмы, и он будет по низким ценам.