ДАЙДЖЕСТ: |
Среди прочих многочисленных любителей искусства и просто любопытных сидел в просторном зале в нетерпеливом ожидании. Впервые в истории его народа должно было состояться театральное представление. Чечено-Ингушская театральная студия открывала свой первый сезон постановкой пьесы Саида Бадуева «Красная крепость».
Власть искусства торжествовала в его душе с силой необыкновенной еще с детства, когда слушал он старинные чеченские песни, предания старины глубокой, посещал вечеринки, любовался яркими зрелищными представлениями народных лицедеев «жухаргов», канатоходцев. Но юноше и думать запрещали об увеличении этими вещами.
Искусство театрального циркового представления считалось делом несерьезным, не мужским, и, во избежание семейных неурядиц, Яраги стал студентом кооперативного техникума.
Когда он вышел из зрительного зала, потрясенный увиденным, страстное желание быть в искусстве взяло верх. Яраги Зубайраев пришел в театр и попросил принять его в студию. Начались годы учебы. Сначала в Грозном, затем в Орджоникидзе, где открылась Ингушская студия, а затем Чеченская.
И, наконец, он работает в студии при Грузинском Государственном драматическом театре имени Шота Руставели.
В 1936 г. группа молодых артистов вернулась в родную республику. Начались трудные, но полные дерзаний дни репетиций и проб на профессиональной сцене.
А первые дни работы актера в театре режиссер Арчил Чхартишвили ставил спектакль «Анзор» по пьесе грузинского драматурга С. Шаншиашвили. Внезапно заболел исполнитель роли отца погибшего на войне партизана. Арчил Чхартишвили, обративший на Яраги Зубайраева внимание еще в минуты первого знакомства, предложил роль совсем еще молодому артисту.
Трудно было 19-летнему юноше вдруг оказаться 90-летним стариком, имея за плечами всего лишь годичный стаж театральной школы. Еще сложней было показать переживания пожилого человека, чувство боли, горечь утраты любимого сына, непоколебимую решимость, мужество, готовность отомстить врагам. Всю эту гамму чувств ко всеобщему удивлению и радости удалось передать в спектакле молодому Я. Зубайраеву.
Первый спектакль принес ему много радости и волнения. Но это был всего лишь первый шаг в искусство.
С самого начала стало ясно, что Я. Зубайраев — особенный актер, но подающий больше надежды. Он быстро вошел в основной репертуар театра. Играл в спектаклях «Золотое озеро», «Красная крепость», «Женитьба Цаэбы», «Семья чабана», «Закон отцов» С. Бадуева. Творческая деятельность Зубайраева совпала с периодом, когда понятие героизм, доблесть, честь, правда наполнялись новым содержанием. Появились новые социальные типы на сценах республиканского и союзного театров. И актеру, выходящему в спектаклях, созданных по пьесам советской драматургии «Любовь Яровая» К. Тренева, «Платон Кречет» — А. Корнейчука, «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Накануне» А. Афиногенова, нужно было чувствовать себя накрепко связанным с этой жизнью. Перечисленные пьесы вошли в золотой фонд советской драматургии, а образы большевиков, людей сильных, целеустремленных, одержимых новой идеей, созданных Я. Зубайраевым в этих пьесах, — вошли в летопись истории национального театра.
По признанию самого Яраги Магомедовича, любимой ролью, доставившей ему творческое волнение и радость, была роль заместителя предсдеателя уездного комитета партии, «братишки», как ласково его назвал сам актер. Работы над этой ролью была пронизана личным актерским отношением, глубоким осмыслением. Образ, написанный автором достаточно скупо, актер Зубайраев обогатил своим собственными замечательными подробностями, дав ему психологическую глубину. Он показал своего героя не только традиционно преданным своему председателю, готовым сию же минуту защитить его жизнь, преградить путь врагам революции, но и наделил личным обаянием, мягкостью, добродушием. Больше того, артисту удалось самое ценное — передать дыхание эпохи в самых сложных, трудноуловимых чертах. А было ему тогда всего 23 года.
Героическая тема пронизывала репертуар театра военного времени. Яраги Магомедович в этот период выступает в пьесах глубоко патриотического содержания:
«Сурхо — сын Ади» М-С. Гадаева, Г. Батукаева; «Олеко Дундич» Каца и Ржевского, «Борьба продолжается» Исламова и других, в литературной программе о Герое Советского Союза Ханпаше Нурадилове. Он возглавляет фронтовую бригаду, выступавшую на передовых позициях в действующей армии и в госпиталях. Участники бригады дали около 900 спектаклей и концертов.
Яраги Магомедовича можно назвать счастливым артистом. Он никогда не знал недостатка в работе, не мучился в бездействии, в ожидании роли. Сердечным теплом согреты его Максим Максимыч в лермонтвоской «Бэле», Татарин в пьесе М. Горького «На дне», с большой радостью был принят спектакль, поставленный А.П. Белолипецким «Женитьба» Н. Гоголя, своим успехом этот спектакль во многом был обязан яркому исполнению Зубайраевым основной роли Кочкарева.
Но самой дорогой и оставившей добрый след в душе актера, была работа над образом отца героини в драме народного поэта Дагестана Р. Гамзатова «Горянка» (переименованная театром в «Асет»). Спектакль рассказывает о борьбе нового со старым и о победе этого нового, светлого над косностью и тьмой. Яраги Магомедович создал волнующий образ Али, отца своевольной девушки. Зубайраеву важно было показать своего героя в движении, в перестройке самосознания человека, еще совсем недавно находившегося во власти религиозного влияния. Герой Зубайраева понял, как старые вредные обычаи мешают жить, калечат жизнь людей. И передать это осмысление было самым главным для артиста. Спектакль «Горянка» был показан в Москве на сцене кремлевского театра в 1962 году. Это была творческая удача всего коллектива. Спектакль удостоен почетного Диплома на Всероссийском театральном фестивале.
Театр был самой главной частью его биографии. Ему он посвятил себя без остатка, беззаветно был предан и верен ему. Сколько сыграно ролей за долгую сценическую жизнь. Их свыше 200: вся чеченская классика, десятки ролей современных. И не менее — в шедеврах мировой драматургии. Среди многочисленных актерских работ Зубайраева можно выделить большое количество ролей, в основе которых тип отрицательного персонажа. Сатирическая позиция наиболее ярко и убедительно проявилась у Зубайраева в работе над образом Тиссаферна в трагикомедии Г. Горина «Забыть Герострата» (режиссер М. Солцаев).
В том же гротесковом ключе создан образ простого человека и в сатирической повести В. Шукшина «Энергичные люди» (режиссер -заслуженный деятель искусств, лауреат Государственных премий Российской Федерации и Чеченской Республики Р. Хакишев). Говоря о Яраги Магомедовиче Зубайраеве, нельзя не сказать о его открытом, светлом юморе, который связан с его жизнелюбием, светлым взглядом на жизнь. Он охотно подмечал забавляющие его черты в близких, дорогих людях, мог с таким же юмором рассказать о себе, отнюдь не щадя себя, неизменно сохраняя открытую непосредственность. Он был частым гостем на встречах со зрителями, активно вел общественную работу. Будучи членом Художественного совета театра и членом Союза театральных деятелей Российской Федерации, за что был удостоен высоких наград: почетных званий народного артиста Чеченской Республики, заслуженного артиста Российской Федерации, обладателя Почетных грамот, орденов и медалей, которые он носил с честью и высокой степенью ответственности. Он создавал роли от трагических до фарсовых. С каким удовольствием играл он для детей. Не имея своих детей, он отдавал другим свою неизбывную любовь и ласку! Он четко играл не только свою роль, но и тонко чувствовал партнера. Яркий тому пример — шедевр национального театрального искусства — спектакль «Бож-Али» А. Хамидова, в котором он создал неподражаемый, исключительно в национальном колорите, так точно увиденный, присмотренный в жизни образ, типаж этакого «сурового» дяди Абубешира.
Яраги Магомедович Зубайраев отдал искусству театра свою открытую душу и талант актера. Его нет среди нас… Но с нами неизменная любовь и благодарная память о нем.
Хеди Берсанукаева, завлит. театра им. Х. Нурадилова
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции
АБХАЗИЯ. Протесты и море: откажутся ли россияне от отдыха в Абхазии?
КРЫМ. Пьяный 35-летний керчанин забил отца до смерти кочергой
ИНГУШЕТИЯ. Ингушетия оказалась в конце рейтинга по зарплатам
КРЫМ. В Ялте суд рассмотрел дела о подложных документах экс-владельцев «Севастопольгаза»