ДАЙДЖЕСТ: |
(отрывок)
В один из летних дней Абдусалам Карамирзаев, прозванный Карамирзала» получает вызов из Ботлиха — явиться к начальнику Андийского округа. Нужно сказать, что в округ входили тогда три района, а начальником был грузин Александр Николаевич Гвелиснани, занимавший этот пост с сентября 1906 по август 1915 года, заменив Спиридона Николаевича Андроникова, начальствовавшего с октября 1889 года.
Абдусалам по приезде в Ботлих встречает наиба Андийского участка Араша Арашова. Карамирзалав спрашивает его, не знает ли он зачем вызван.
— Из-за амулета, которого ты составил для абрека Зелимхана Харачоевского. Что он из себя представлял?
— Такой амулет носил двоюродный брат и сподвижник пророка — Али. Он способен отвлекать посторонний взгляд, сделать человека невидимым.
— Вот как! Связываться с такими делами и людьми очень опасно! Будь благоразумен!
— Что же мне теперь делать? Что сказать начальнику?
— Скажи, что приезжал незнакомый человек и за червонец попросил составить амулет такого назначения...
Дело было так. Оказывается, Зелимхан был окружен в одной из пещер Харачоевского ущелья царскими войсками. Тот, видя, что дело принимает серьезный оборот, заворачивает кусок бревна в бурку и выкатывает его по склону вниз. По бревну открыли огонь, а Зелимхан, воспользовавшись тем. что все внимание окружавших было отвлечено его уловкой, сумел незаметно скрыться. А в пещере нашли лишь его амулет, который был подписан: «Абдусалам бину Карамирза Андии». Предварительно доложив о себе, Абдусалам вошел к Гвелисиани. В его кабинете на столе он заметил развернутый на всю ширину амулет.
После отдельных предварительных вопросов ознакомительного характера наиб округа спрашивает:
— Это вы составляли амулет для абрека Зелимхана?
— Я не знаю Зелимхана... Откуда мне знать eгo!
— Не обманывай! За обман будем судить! Лучше признайся чистосердечно!.
Абдусалам равнодушно смотрел- на него и молчал. Гвелисиани вышел из себя и угрзами и криками пытался добиться признания.: . '•
На столе у у наиба стоял стакан с недопитым чаем, Карамирзалав берет его, допивает остаток чая и швыряет стакан на пол. Тот подскакивает и становится на середину развернутого на столе амулета.
— Что, что!—вскрикнул наиб, изумленный случившимся. Затем, придя в себя, написал записку и отправил Абдусалама к Хадиснаибу — начальнику Ботлихского участка. Когда Карамерзалав зашел, тот уткнувшись носом в большую бумагу, что-то читал.
— Вот пришел с этой бумагой,— и кладет ее на край стола. Разгневанный наиб, не подняв даже глаз, закричал: «Убирайся вон отсюда! Надоели вы мне, ослы (х1амул)!"
Возвратившись обратно к Гвелисиани, Абдусалам сказал, что Хадиснаиб не захотел с ним даже разговаривать. Вообше-то, когда Карамирзалав поднимался по лестнице к начальнику округа, ему вслед крикнули, чтобы он вернулся к Хадиснаибу, но он сделал вид, что не услышал. Оказалось, что наиб после ухода Абдусалама заглянул в бумажку и, узнав, что записка от начальника округа, повелел срочно вернуть Абдусалама.
Один из рьяных нукеров наиба — житель селения Чанко — догнал Карамирзалава и велел повернуть назад, при этом грубо толкнув его. Абдусалам упал и разбил голову. Оказавшийся в это время там случайно Араш — андийский наиб — плеткой отстегал чанковца.
Раненого Абдуеалама Хадиснаиб передал Арашу, с условием, когда понадобится, обеспечить явку. После оказания соответствующей помощи Абдусалам вернулся в Анди.
После этого случая прошло некоторое время, когда к Абдусаламу приехал гонец с двумя лошадьми. Поприветствовав, он спрашивает о цели приезда.
— Начальник округа отправил за вами. У него болеет сын. Состояние его тяжелое, врач не может ничем помочь,— ответил гость, передавая от имени начальника округа подарки.
Абдусалам тут же собрался и поехал вместе с гонцом в Ботлих. К Гвелисиани зашел без доклада.
Мальчик лет 7—8 был в очень тяжелом состоянии. Карамирзалав, осмотрев его, попросил принести яйцо. Расписав его, положил в духовку. Вскоре яйцо разорвалось. Собрав все части и сказав на андийском коршунчик, отдал мальчику. Тот взял их и с трудом поел. Спустя некоторое время мальчику стало легче, он уже начал пробовать фрукты. Переночевав у кунака и убедившись, что мальчик вне опасности, Абдусалам, взяв подарки, врученные ему благодарными родителями, поехал домой.
Естественно, вопрос об амулете был навсегда забыт.
Источник: http://abrek.org
АРМЕНИЯ. Армянский футбольный клуб отказался выходить на матч чемпионата в знак протеста
АРМЕНИЯ. Авиакомпания Armenian Airlines соединит столицы Армении и Грузии
АРМЕНИЯ. В Турции призвали Азербайджан и Армению воспользоваться историческим шансом
АРМЕНИЯ. В столкновении поезда с машиной в Армении виноват водитель – ЮКЖД
АРМЕНИЯ. Карабах частью Азербайджана признал депутат правящей партии Армении
ВОЛГОГРАД. Фанаты Сирии устроили антиамериканский митинг перед матчем в Волгограде
АСТРАХАНЬ. Депутаты Думы Астраханской области поддержали ряд изменений в налоговое законодательство