В Грозном выпускные больше не справляют в школьных столовых. Выбирают дорогие рестораны в центре города. Гимназия №7 в Грозном в этом году выпускает три одиннадцатых класса. Всего 62 ученика. Она наравне с президентским лицеем считается одной из самых сильных и престижных школ во всей Чечне. Корреспондент «МН» специально приехала в столицу, чтобы увидеть, как сегодня чеченские школьники отмечают выпускные.
В последние годы одиннадцатиклассники Грозного все чаще стали отмечать выпускные сразу в ресторанах. В гимназии №7 — та же традиция, но по просьбе директора в этом году несколько учеников и учителей все же приехали в школу специально сфотографироваться. Девушки вошли в классы уже в парадных платьях. Однако в Чечне во всех госучреждения, в том чиcле и школах, женщины обязаны повязывать на голову платок. Поэтому, чтобы сфотографироваться в стенах школы, выпускницы надевают платки поверх сложных причесок. Кстати, в местных салонах их делают всего за триста рублей. На сам выпускной школьники скинулись по две тысячи рублей.
У мальчиков, понятно, таких проблем нет.
Традиционная общая фотография на фоне портретов двух президентов — Чечни и России. Правда, в этой школе портрет последнего еще не обновили.
После школы выпускники вместе с учителями и родственниками едут в праздновать в ресторан «Грозный-Сити». В идеале там же должны были вручить аттестаты. Но в этом году к дню выпускного они еще не были готовы, поэтому решили обойтись без них.
Владельцы ресторана устроили для выпускников свою красную ковровую дорожку.
Многие девушки пришли на выпускной в длинных платьях. Во-первых, потому что так прилично, во-вторых, потому что они сами считают, что длинные платья выглядят наряднее, чем короткие. Многие девушки шили свои наряды в ателье, некоторые ездили за ними в соседние крупные города.
Выпускница гимназии Патимат купила это платье во Владикавказе, отдала за него 20 тыс. рублей. Там же она нашла туфли из кожи настоящего питона. Они не менее дорогие, но из под длинного платья их совсем не видно. Сама Патимат говорит, что траты оправданны — свой наряд она сможет надеть к кому-нибудь на свадьбу или день рождения. В конце-концов, пригодится в Москве, где девушка намерена учиться в медицинском университете.
Быть в платках в ресторане необязательно, но некоторые девушки по собственному желанию не снимают их до конца вечера.
Украшения с символикой мировых модных брендов — обязательная деталь правильного чеченского выпускного наряда.
Высокие каблуки — тоже.
Школьницы много фотографируются, в основном на телефоны.
Как только все выпускники вдоволь нафотографировались на красивой лестнице ресторана и вошли в зал, ударили резкие аккорды лезгинки. На сцену вышел специально приглашенный певец и запел по-чеченски.
Вместе с учениками танцевать вышел директор гимназии Руслан Ахъядов. В этом году он выиграл чеченский конкурс «Директор года». «Для ребят это одна из немногих возможностей себя показать и на других посмотреть, — говорит директор. — Раньше по любому празднику в школе собирались, стол накрывали, общались, танцевали. На Новый Год, например. А сейчас только на первое сентября, на последний звонок и на выпускной в ресторане. Вот и все общение».
Тут же, подбадривая друг друга, в круг сбились молодые парни и стали отплясывать лезгинку.
Для них лезгинка — возможность продемонстрировать свою ловкость, свой темперамент, намекнуть на симпатию к определенной девушке.
Некоторые девушки стоят вдоль стены, ожидая, когда их тоже пригласят танцевать.
К еде долго не притрагиваются. На столах — мясо по-французски, оливье и салат «Цезарь». И никакого алкоголя.
Девушки не выпускают из рук телефоны. Звонят друзьям и родственникам...
...и фотографируют одноклассников в танце.
Некоторые молодые люди пришли в темных очках. «В Чечне без «фасада» ты никто», — объясняет один из родственников, пришедших на праздник.
Парам, которые хорошо танцуют, одноклассники дают деньги. Патимат и ее партнер по танцу получили пятьсот рублей.
Некоторые девушки взяли на вечер сразу два выпускных платья — длинное и короткое. Последнее они переодевали в середине вечера, чтобы потанцевать.
Все это время звучит только лезгинка. Для танцев зал был тесен, поэтому девушкам и юношам пришлось встать в несколько рядов. Те, кто стоял в первом ряду, могли танцевать постоянно, быть на виду и не хотели уступать свое место. Поэтому за вечер учителям приходилось несколько раз вмешиваться в процесс «общения молодежи», меняя местами бойких и застенчивых девочек и мальчиков, давая всем возможность потанцевать.
В какой-то момент молодежь так разгорячилась, что перестала обращать внимание на просьбы учителей. Пару раз парни не поделили очередь, но потасовки быстро усмирили. В итоге пришлось организовать еще один танцевальный круг в другой части ресторана.
К концу вечера в ресторан подъехали женихи некоторых школьниц. Один из них сказал, что когда он пять лет назад отмечал свой выпускной, было гораздо веселее, и что он «в шоке увидеть такую скуку». Раньше, по его словам, парни гоняли на джипах старших братьев, в багажниках втихаря от учителей и родителей привозили Hennessy и водку, потом гуляли по городу до утра.
Но никому из нынешних выпускников их праздник не показался скучным. Многие остались довольны. В общей сложности они танцевали практически без передышки восемь часов. Потом запустили китайские фонарики и разъехались по домам.