У целого поколения чеченских детей не было детства. Они прятались по подвалам, учились выживать в условиях войны с самых малых лет. Целое поколение жителей республики не знает доброты и человеческой любви. Война закончилась, отремонтированы и снова отрылись школы. Маленькие жители Грозного очень хотят учиться - даже нынешние первоклашки еще помнят, как ютились в домах без стен и крыши над головой.
Я побывал в грозненской школе-интернате, где живут и учатся дети-сироты. Их родители погибли.
1. У этих ребят нет никого. Воспитатели и учителя заменили им и маму, и папу. Обычно сироты растут озлобленными на весь мир, но в этих мальчишках я не увидел ни капли злобы в глазах. Зато - очень сильное желание жить, учиться и познавать мир.
2. Воспитанники школы-интерната находятся на попечении государства. Многих из них подобрали на улице, оборванных, грязных и ужасно боящихся людей.
3. Сейчас у них есть одежда, теплая кровать и много книг. И они уже не пугаются каждого незнакомого человека.
4. В школе учатся с 1 по 11 классы, причем мальчики и девочки занимаются в отдельных классах, по мусульманской традиции.
5. Это маленький Аслан. Он озорник и хулиган. Мой фотоаппарат вызвал у Аслана большой интерес, а особенно он удивился, когда узнал, что можно посмотреть на себя сразу же.
6. А это Хасан, лучший друг Аслана. Он напротив, очень скромный и все время прятался от камеры.
7. Здесь же, в школе-интернате работает кружок моделирования. Его руководитель, Хасан Алиевич Ахтаев, организовал кружок два года назад.
8. «Я не могу передать словами тот восторг, что был в глазах детей, когда в 2008 году я впервые показал им макеты разных кораблей. Желание записаться в кружок изъявили 29 детей, в ход пошли и обиды, и слезы…», - говорит Хасан Алиевич.
9. Маленькое помещение, отведенное для занятий, не позволяло набрать большую группу и преподаватель нашел выход, работу решил организовать по «скользящему» графику.
11.
12. Сейчас в кружке занимаются 27 увлеченных ребят. За время занятий ребята полностью овладели необходимыми навыками работы со слесарными и столярными инструментами, они умеют шлифовать, строгать, грунтовать, клеить и красить. Дети - большие фантазеры.
Используя бумагу, картон, крышечки от банок и бутылок, элементы старых игрушек, различный упаковочный материал здесь создаются маленькие «шедевры»: белоснежные теплоходы, исторические крейсеры, военные корабли и парусники.
Хасан Алиевич всегда мечтал стать судостроителем. Но жизнь сложилась по другому. У него два высших образования - Грозненский нефтяной институт и Московский пищевой. Он работал инженером в КБ грозненского завода "Красный молот". Когда-то этот завод был гордостью чеченской промышленности, что здесь только не делали - от нефтепромыслового оборудования до военных топливозаправщиков. Война не пощадила завод - от него остались одни руины.
Когда война закончилась, Хасан Алиевич пошел работать в школу преподавателем. "Я понял, что сейчас самое важное - наши дети. Они видели слишком много зла за свою короткую жизнь. Что будет с ними дальше? Но пока еще не поздно подарить им счастливое детство..."
Хасан Алиевич – друг и наставник детей. Ребята идут к нему со всеми проблемами. Его работа в школе-интернате не ограничивается судомодельным кружком. Он имеет третий юношеский разряд по боксу и 3 раза в неделю охотно занимается с мальчиками. Много времени преподаватель отводит воспитанию своих подопечных: учит их вежливости, бережному отношению к девочкам. Он пришел работать в школу, уже выйдя на пенсию, но работу с детьми считает главным делом своей жизни.
Это Аслан. Он показывает модель ракеты. Ее основа - одноразовый картонный гранатомет, найденный одним из мальчишек в послевоенном Грозном.
Посмотрите в глаза этих ребят. Им было очень тяжело, значительно труднее, чем нам и нашим детям, выросшим в теплых домах и квартирах, полных игрушек и окруженных родительской заботой.
Можно называть всех чеченцев террористами, ворами и убийцами. Можно и дальше слепо верить телевизору и тем, кто нагнетает обстановку, желая наживиться на "жареном". Поездка в Чечню переменила и мое собственное мнение об этой республике и людях, живущих там. Чеченские дети не бегают с автоматами и не мечтают убить всех русских. Совсем наоборот. Они хотят вырасти и стать космонавтами, врачами и учеными - совсем как мы в своем детстве.
Я надеюсь, что они больше никогда не увидят войны. Но для этого мало желания. Нужно, чтобы мы, наконец, приняли их - война закончилась, теперь пришло другое время.