О ТРАДИЦИОННОМ СИМВОЛЕ ПРОВОДОВ СТАРОГО ГОДА И ВСТРЕЧИ НОВОГО знают, думается, все от мала до велика. Ведь речь идет о Деде Морозе, который властвует над зимой и, так сказать, творит новогодний промоушен. Таких Дедов, занятых этим важным делом, целая бригада. Трудится она усердно, принося радость всем, даже тем, кто в силу политической конъюнктуры или должностных перемещений перестал верить в этих зимних волшебников.
Несмотря на свой неофициальный статус – а может, как раз благодаря ему, - Деды Морозы на финише календарного года лихо врываются в наше повседневье, и мы становимся перед фактом: год-то уже уходит… Под Новый год так хочется надеяться, что заветные желания наконец-то исполнятся. А кто не просто ждет, тот берет ручку и бумагу и пишет самое искреннее послание Деду Морозу.
Например:
"Дорогой Дед Мороз! Очень хочу дрель. Вести себя буду хорошо" (повезло семье с соседями, видать).
"Дорогой Дедушка Мороз! Подари мне хоть немного адекватности. Честное слово, очень надо. И сделай, пожалуйста, так, чтобы либо в сутках было на пару часов больше, либо я умела высыпаться за 3 часа".
"Дед Мороз, подключи маме стиральную машину, а то она устала стирать сама!"
"Подари мне, пожалуйста, конструктор Lego City "Болотная полиция", папе – крепкие нервы, маме – дочку, бабушке – здоровья".
Очень хочется верить в доброе волшебство. Хотя бы раз в году. Даже когда вы уже добрались до той возрастной ступеньки, когда Дед Мороз – это вы сами…
"Мы делаем одно дело, каждый – по-своему"
Как уже было отмечено, Дедов Морозов набирается неслабая команда. Практически у каждого народа, даже у тех, в жизни которых зима присутствует чисто номинально, имеется добрый волшебник, приходящий к детям с подарками в дни смены "календарного караула". Не является в этом плане исключением и постсоветское пространство. Бывшие союзные республики могут похвастаться своими морозными дедами, у каждого из которых – своя фишка. И интерес к ним проявляется очень даже немалый.ПО ТРАДИЦИИ ГЛАВНЫЙ ЕЖЕГОДНЫЙ СЛЕТ СНГОВСКИХ МОРОЗОВ ИМЕЕТ место в городе Великий Устюг Вологодской области РФ 18 ноября – в день рождения главного российского Деда Мороза. В этом славном городе располагается его резиденция, где он и встречает коллег со всей России и стран Содружества, а также многочисленных туристов, зажигает огни на первой новогодней елке в России. А уже потом, посовещавшись и обменявшись опытом, Деды приступают к делу на, так сказать, подконтрольных им территориях.
А кто же из них нынче самый популярный? Заинтересовавшись таким вопросом, российское аналитическое агентство "ТурСтат" решило внести ясность в тему и составило рейтинг самых популярных Дедов Морозов в странах СНГ на зиму 2017-2018 гг. Рейтинг подсчитывался на основании данных, полученных в ходе анализа популярности посещений туристами резиденций Дедов Морозов.
В результате выяснилось, что в лидирующую группу Дедов Морозов, популярных у туристов в странах СНГ, входят Дзед Мароз (Беларусь), Аяз Ата (Казахстан), Шахта Баба (Азербайджан), Каханд Папи (Армения) и Корбобо (Узбекистан). В такой очередности они и расположились в итоговой топ-пятерке.
Белорусский Дзед Мароз, имя которому ЗюзяБелорусский Дзед Мароз, имя которому Зюзя, и его внучка Снягурка встречают гостей в своей усадьбе на территории национального парка "Беловежская пуща". Его резиденция основана в 2003 году, а в 2013-м Дзед Мароз уже принял миллионного гостя. Зюзя – издревле почитаемое белорусами божество мороза и холода. Считается прадедом хрестоматийного Деда Мороза. Однако глядит молодцом, назвать его немощным старичком язык не повернется. В поместье Дзеда Мароза расположены его дом с тронным залом, терем Снягурки, скарбница – сокровищница для хранения детских писем, рисунков и подарков (каковые Зюзя справедливо считает великими ценностями), волшебная мельница для размалывания плохих поступков в пыль, поляна "Двенадцать месяцев", живая новогодняя елка высотой аж 40 с половиной метров, аллея знаков Восточного календаря, мастерская Матушки Зимы, музей ледяного быта, а также "Хата Деда Мороза", где гостей потчуют блюдами белорусской кухни.
Дзед Мароз держится с подобающим властелину зимы достоинством, цену себе знает и шапку ни перед кем не ломает. Его родичи – лесной дед Гаюн, лесные хозяйки Гаевки и Зазолки, а еще Полевик, Лозник, Боломутень, Водяник. А главная помощница - тетка Завея, с которой вместе трудятся: Зюзя морозит, а она снежным одеялом укрывает. "Думаю, у меня нет конкурентов,- говорит Дзед Мароз. - Ведь все зимние персонажи – друзья: мы делаем одно дело, но каждый по-своему. Потому и конкуренции быть не может".
Успеть ко всем
Казахский Дед Мороз – Аяз Ата (в переводе – что-то вроде Морозного Деда), занявший второе место, встречает гостей вместе с внучкой Акшакар. Его резиденция находится в 12 км от курортного поселка Бурабай (Боровое).
ОДНАКО ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО, ЧТО ВСКОРЕ ОН СПРАВИТ НОВОСЕЛЬЕ: ПО ИМЕЮЩИМСЯ СВЕДЕНИЯМ, для Аяз Аты готовится новая резиденция, неподалеку от горнолыжного курорта Нуртау. Сани, на которых передвигаются Аяз Ата и Акшакар, оснащены, наверное, по последнему слову техники, иначе за одну ночь им вряд ли удалось бы объехать всех и поздравить, произнеся заветное: "Жана жылынызбен!" (по-казахски "С Новым годом!")
Споры о происхождении Аяз Аты не утихают до сих пор. Одни полагают, что он возник как результат влияния западной культуры: много веков традиции празднования Нового года в зимнее время у казахов не было, поскольку они отмечали этот праздник (у них называется Наурыз) в марте, как по сей день принято у тюркских народов. По другой версии, прототипом Аяз Аты считается легендарный тюркский поэт-песенник и композитор Коркыт, живший в IX веке, – акын, сказитель, философ, покровитель поэтов и музыкантов, создатель струнно-смычкового музыкального инструмента кобыз. Говорят, что, мучимый мыслями о бренности мира и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт в конце концов удалился в сырдарьинские степи. Там ему, видимо, удалось достичь цели, и он воплотился в теперь уже бессмертного Аяз Ату.
Кстати, острые на язык завистники, учитывая трескучие морозы, свирепствующие зимой на казахских просторах, язвительно величают казахского Деда Мороза Колотун-Бабаем. Решительно отвергаем эту порочащую инсинуацию!
Голубой волшебник
Третьим стал любимец азербайджанской детворы (и не только, наверное, детворы) - Шахта Баба (Морозный дедушка).
ОН ВСТРЕЧАЕТ ГОСТЕЙ ВМЕСТЕ С ВНУЧКОЙ ГАР-ГЫЗЫ (СНЕЖНАЯ ДЕВОЧКА). Примечательная деталь: одеяние у азербайджанского Деда Мороза непременно голубого цвета. Во всем остальном, насколько удалось выяснить, он такой же добрый и веселый, как и другие его собратья, также любит детей и дарит им подарки. С этой миссией Шахта Баба, как опять же удалось выяснить, наведывается и в соседний Дагестан.
Финиш – старт
А вот армянский Дед Мороз – Каханд Папи (Новогодний Дед), ставший в рейтинге "ТурСтата" четвертым, облачается в зеленые одежды. В его имени, кстати, нет упоминания о морозах – может, оттого, что зимы у нас преимущественно не такие суровые (хотя это еще как посмотреть) или наши предки предпочли не ассоциировать символ новогоднего веселья с мертвецким холодом.
ЗИМА НЕКОТОРЫМ ОБРАЗОМ ЗАПЕЧАТЛЕНА В ИМЕНИ ЕГО ВНУЧКИ ДЗЮНАНУШИК (Снежная Анушик, или Милоснежка). А слово "каханд" по-армянски первоначально означало "первый день месяца", впоследствии конкретизировавшись в "первый день Нового года".
Армянского Деда Мороза тоже окружают сказочные существа: хлвлики – шумные и непоседливые бесенята и аралезы – крылатые собакоподобные духи. Сохранились некоторые выразительные имена хлвликов – Антес, Арег, Ани, Эра, Имастун (Умник), Пуш (Колючка), Чтптик (Лепетун), Парпар (Громыхало), Аспет Чармазан (Кавалер-Озорник), Азаран (Бесчисленный). По древнему поверью, аралезы способны оживлять мертвых воинов, зализывая их раны. Согласно одной из легенд, записанной прославленным историком V в. Мовсесом Хоренаци, аралезы так воскресили армянского царя Ара Прекрасного, который был смертельно ранен в сражении с войском влюбленной в него ассирийской царицы Шаммурамат (арм. Шамирам).
В советскую эпоху Каханд Папи как-то выпал из народного обихода: в те времена Новый год и в Армении праздновался с общепринятыми Дедом Морозом и Снегурочкой. В новейшей истории в этом аспекте произошли примечательные сдвиги. Нет, длиннобородого могутного старца в долгополом кафтане, с посохом и мешком подарков отменять никто не собирается. Однако сегодня на равных с ним действует и его армянский собрат, образ которого был воссоздан на основе национальных преданий. Впервые Каханд Папи предстал перед согражданами и гостями страны в конце декабря 2010 года – в рамках 4-го Зимнего фестиваля. С такой инициативой выступила армянская общественная организация "Каначастан".
"Убежден, что Каханд Папи и сопровождающие его сказочные персонажи несут с собой важнейшие ценности: честность, доброту, готовность поделиться праздником. В чем, думается, нуждаются не только дети, но и все наше общество", - подчеркивал тогда председатель ОО "Каначастан" Раффи Низиблян, констатируя "нехватку народных героев и потребность в них".
Да здравствует радость!
Узбекского Деда Мороза, который занял пятое место, зовут Корбобо (Снежный Дед). Гостей он встречает вместе с внучкой Коргыз (Снежная девочка). По сравнению с распространенными образами Дедов Морозов Корбобо, наверное, выглядит несколько необычно, однако для Узбекистана очень даже традиционно: он одет в полосатый халат и тюбетейку праздничного красного цвета.
ЕГО ВЕРНЫЙ ПОМОЩНИК – ОСЛИК, НАВЬЮЧЕННЫЙ МЕШКАМИ С НОВОГОДНИМИ ПОДАРКАМИ, на котором Корбобо в сопровождении внучки ездит по городам и кишлакам. Среди его подарков неизменно присутствуют фрукты, потому что в Узбекистане их наряду с традиционными национальными блюдами принято ставить на новогодний стол. Обязательно подается арбуз, и чем спелее и слаще эта чудо-ягода – тем благополучнее будет наступающий год.
Такие вот Деды Морозы, в чем-то схожие друг с другом, в чем-то – совершенно разные. Как и придумавшие их народы. Палитра зимних волшебников многокрасочна даже на отдельно взятом постсоветском пространстве. Ведь помимо вышеупомянутых Дедов Морозов есть и другие колоритные фигуры, хотя и не попавшие на сей раз на верхние строчки топ-рейтинга. Например, молдавский Мош Крэчун – крепенький мужичок в огромной шапке-кушме, бордовом меховом халате и кожаных постолах, разносящий детям подарки в национальной двойной сумке наподобие хурджина. Или грузинский Товлис Бабуа – уроженец, как гласит легенда, села Ушгули, что в горах Сванетии. Или бурятский Сагаан Убугун (Белый Старец) – покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли и воды.
Немного раздвинув постсоветские рамки, укажем на ирландского Деда Мороза, имя которому Даиди на Ноллайг. Он носит длинную зеленую шубу (святое дело: в Ирландии все в зеленом ходят), на голове вместо шапки – венок. А посох Даиди украшает связка трав: как напоминание природе, чтобы весной снова проснулась. А поскольку Дед Мороз, он и в Африке Дед Мороз, то в ходу такой персонаж и там. Например, в Бурунди; тамошние католики называют его Санта-Христианом. А проживает он по довольно экзотическому, но вполне объяснимому адресу – на вершине горы Килиманджаро, ибо только там в Африке постоянно есть снег.
ВПРОЧЕМ, ИМЯ В ДАННОМ СЛУЧАЕ, НАВЕРНОЕ, НЕ СУТЬ ВАЖНО. Главнее другое – чтобы своего Деда Мороза дождались в каждом доме, где живет вера в ежегодное чудо добра, надежды и обновления!
А напоследок автор хотел бы предложить любезному читателю свое стихотворное посвящение Деду Морозу.
Друзья! В заботах и делах
Постойте-ка на миг
И вспомните - в снегах и льдах
Живет седой старик.
А впрочем, вовсе не старик,
Хоть бородищей сед.
Он вечно юный озорник
И всех детей сосед.
Мы ждали в Новый год его
С подарками для всех.
И верили - приедет он,
И верили в успех...
Немало лет с тех пор прошло,
Но это доброе тепло
Я чувствую всегда,
Когда декабрь настает,
И ближе, ближе Новый год.
И к черту холода!
С тобой морозы не страшны.
Хоть сам ты - Дед Мороз.
Ты тихо входишь в наши сны,
Чтоб спали мы без слез.
Как было б грустно без тебя, веселый, добрый дед!
Шлем поздравления, любя:
"Живи всегда БЕЗ БЕД!"Ашот ГАРЕГИНЯНИсточник: «Голос Армении»
checheninfo.ru