Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Саид-Хамзат Нунуев. Писатель глубокого гражданского порыва…


Просмотров: 5 849Комментариев: 1
ДАЙДЖЕСТ:
Саид-Хамзат Нунуев. Писатель глубокого гражданского порыва…

В январе текущего года исполнилось 60 лет со дня рождения Саид-Хамзата Нунуева, известного чеченского писателя – прозаика, драматурга, публициста и общественного деятеля.

 

С-Х. Нунуев родился 1 января 1952 года в Казахстане, куда его молодые родители, едва успевшие создать семью, были депортированы в 1944 году вместе со всем чеченским народом. На родину родителей (село Махкеты Веденского района) будущий писатель возвратился в 1957 году. Год возвращения в памяти С-Х. Нунуева на всю жизнь остался печальным воспоминанием: в автомобильной катастрофе погиб его отец, которому было всего 32 года. После отца для мальчика остались тетрадка с неопубликованными стихами и Большая советская энциклопедия, тома которой, еще не умея читать, любил листать и рассматривать мальчик. Позже, много лет спустя, он узнал о том, что в этой энциклопедии ни словом не упоминается о чеченцах как о советском народе. Несмотря на раннюю потерю отца, жизненная биография С-Х. Нунуева внешне складывалась вполне благополучно: успешное окончание средней школы, учеба на историческом факультете Чечено-Ингушского университета, служба в армии, работа в органах комсомола и партии, избрание депутатом ЧИАССР и РСФСР.

 

С-Х. Нунуев известен в нашей республике как талантливый новеллист и как создатель широких эпических произведений, в которых он обращается к острым и актуальным политическим, философским и религиозным проблемам. Он автор более 10 романов, 12 сборников рассказов и повестей, 3 пьес и множества публицистических и научно-популярных статей. Пишет С-Х. Нунуев на чеченском и русском языках. Он – кандидат политических наук. Писательскую деятельность о успешно сочетает с преподаванием в Чеченском госуниверситете.В 2007 году Нунуев выиграл Всероссийский Грант Президента России. Этот факт свидетельствует о признании творчества писателя на всероссийском уровне.Писатель проводит в республике большую общественную работу: он является советником Международного сообщества писательских союзов и Председателем чеченского центра культуры мира и ненасилия под эгидой ЮНЕСКО.

 

Как видит читатель, биография писателя буквально «спрессована» из значительных и памятных событий, имевших место в истории чеченского народа. Сегодня, оглядываясь на жизненный и творческий путь С.-Х. Нунуева, лишний раз убеждаешься в истине: без разносторонней и большой биографии большого и разностороннего писателя не бывает. Настоящий писатель начинается с биографии, характера, накопления жизненного и духовного богатства. К вехам биографии Нунуева, как нельзя лучше, применимо высказывание Антуана Экзюпери: «Прежде чем писать, надо жить…» Как известно, у каждого писателя есть своя заветная тема, если он работает в литературе серьезно… Заветная тема С-Х. Нунуева – прошлое и настоящее чеченского народа, его духовные корни. Сказанным здесь, прежде всего, определяется основное направление творчества писателя, его метод: он выбирает художественно-публицистическую форму повествования, выдвигая на первый план отчетливо выраженную «форму события», а не эмоционально окрашенный «образ-характер». С-Х. Нунуев создал свой стиль, свои приемы обращения к читателю. Отсюда – многообразие жанров его произведений и их обозначений: «Нахи, пророки, судьба», «Ноев Завет», «Хадисы пророка. Мудрость исламского Востока и Кавказа», «Живительный дух Ислама» и т.д.

 

Со дня выхода первых произведений С-Х. Нунуева прошло около 30 лет. В продолжение всего этого времени писатель ведет с читателем непрекращающийся серьезный разговор о Времени и его проблемах. Писатель неизменно сохраняет в себе обостренное чувство прошлого и настоящего, пристрастие к подлинным событиям. Такое поведенческое качество писателя не остается незамеченным читателем. Не случайно то, что в одном из юбилейных телевизионных передач председатель Парламента Чеченской Республики Дукуваха Абурахманов назвал С-Х. Нунуева… «писателем глубокого гражданского порыва». В истории художественной литературы не редки случаи, когда молодой писатель, издав одну-две книги, надолго выпадал из поля зрения читателя, а то и вовсе больше не появлялся. К счастью, с Нунуевым ничего подобного не произошло… Его писательская активность не только не ослабла, а наоборот, с каждым годом все более усиливается, радует читателя все новыми и новыми произведениями. И сегодня вышел в свет новый роман писателя – «Собаре лаьмнаш…»(«А горы в ожидании…») И в этом произведении С-Х. Нунуев остается верным своей главной теме. Писатель уверенно продолжает держаться в русле, выбранном в самом начале его творческой жизни, и сохраняет устойчивое равновесие в наше непростое время. С-Х. Нунуев не старается быть популярным, узнаваемым в чеченском обществе. Для писателя главное – быть чем-то полезным для своего народа.

 

Начало творческого пути С-Х. Нунуева пришлось на 90-е годы XX века. Это время в новейшей истории России принято характеризовать как «застойное». Общественно-политический кризис периода, оставивший тяжелейшее социально-психологическое наследие в душах советских людей, находит свое широкое и правдивое отражение в первых крупных произведениях С-Х. Нунуева, в таких, как «Гезгамаша» («Паутина», 1988) и «Йилбазан оьмар» («Век дьявола», 1991). Созревание С-Х. Нунуева как писателя происходило стремительно быстро… С его именем читатель знакомился не по отдельным публикациям в печатных изданиях республики или в коллективных сборниках начинающих. Нунуев пришел к читателю сразу со сборником рассказов – «Маьлха т1ехь хьоькхнаш» («Пятна на солнце» 1983). Появление этого сборника с неизвестным именем было неожиданным не только для читателя, но и для самых близких для писателя людей. В этом поступке в самом начале творческого пути проявлялся характер писателя, который не любит ни с кем делиться своими творческими планами до тех пор, пока его замысел не становится печатным словом.

 

Следует сразу же отметить, что названия многих произведений С-Х. Нунуева символичны… Символично название и его первого сборника («Маьлха т1ехь хьоькхнаш»): не бывает людей без недостатков. Рассказы, вошедшие в первый сборник С-Х. Нунуева, житейного содержания. В них в основном писатель затрагивает общечеловеческие проблемы: зависть, скупость, невежество, лживость и т.д. Но, как известно, житейские дела не всегда облагораживают человека. Подчас они ожесточают и огрубляют его… Именно в этом плане и показывает своих героев писатель, находя в какой-то мере оправдание их поведению тем, что их психология деформирована «советским образом» жизни. Гротескность – главный прием, используемый автором при создании характеров героев первого сборника. Особенно выпукло этот прием проявляется в таких рассказах сборника, как «Синхаам» («Предчувствие»), «Хала цамгар» («Тяжелый недуг»), «Лулахой» («Соседи»), «Аптека чоьхь» («В аптеке») и т.д. Заурядное событие, вероятно, наблюденное писателем в жизни, в этих рассказах доводится до многозначительного содержания.

 

Рассказы С-Х. Нунуева по уровню художественного обобщения поднимаются до высот притчи, вмещают в себя большой жизненный материал: это требует от автора особого видения жизни, умения в малом, неприметном ощутить большое, типичное. В рассказах «Синхаам», «Хала лазар», «Лулахой» автор обличает моральную нечистоплотность людей, внешне живущих «достойно», но грязных в своих помыслах и поступках. Рассказы С-Х. Нунуева очень близки к новеллам. В их содержании и построении читатель улавливает традиции, идущие от А.П. Чехова, русского писателя. «Даймехкан мукъамаш» («Мелодии родины», 1986) – второй сборник рассказов С-Х. Нунуева. Свое название он получил от одноименной повести, которой открывается книга. Содержание произведений второго сборника – мир человеческих страстей, больших и малых, высоких и низких, серьезных и смешных. Повесть «Даймехкан мукъамаш» – это эхо страшной трагедии, которую пережил чеченский народ в 1944 году. В центре повести – судьба женщины-чеченки, трагедия которой, начавшаяся в далеком 1944 году, все еще не завершилась и в наши дни.

 

Идея повести в том, что последствия чеченской трагедии 1944 года будут давать о себе знать до тех пор, пока будет жив хотя бы один чеченец, ее переживший. Выселение – это незаживающая рана чеченцев. Она неисчерпаема для художественного осмысления.

Первые произведения С-Х. Нунуева не остались незамеченными чеченским читателем. О них заговорили, на них откликнулась критика (Ю. Айдаев, Х. Туркаев, К. Гайтукаев и др.) Герои, с которыми читатель встречается в первых книгах молодого писателя, были типичны для 80-90-х годов истекшего века, узнаваемы для читателя. В рассказах и повестях остро интерпретировались социальные и политические недуги чеченского советского общества. В основе каждого из произведений, включенных в первые книги С-Х. Нунуева, лежала конкретная жизненная ситуация, художественно переосмысленная писателем.

 

В своих первых книгах С-Х. Нунуев творит мир простой, непритязательной, повседневной жизни, в которой люди измельчены советской действительностью. Ярким подтверждением сказанному здесь является образ Сулбы, героя из рассказа «Хала лазар». Сулба страдает от «странной болезни», приступы которой наступают тогда, когда он узнает о благополучии в доме того или иного своего односельчанина. Ребиса и Себила, героини из рассказа «Лулахой», совершают по отношению друг к другу всевозможные пакости, но при этом страстно желают выглядеть в глазах односельчан «благовидными». Этого желают и их мужья – Вадуд и Х1утут.

 

Как и всякий прозаик, к романной форме повествования С-Х. Нунуев шел через рассказы. В работе над рассказами постепенно обогащается художественная палитра писателя, приобретает новые краски и оттенки. И как следствие этого рядом с рассказами и повестями в творчестве писателя появляются произведения, написанные иным охватом действительности. Романы «Гезгамаша» и «Йилбазан оьмар», отражают время, когда страна была охвачена глубоким политическим, социальным и нравственным кризисом. Это было время, когда проблема самовыражения писателя перестала быть проблемой художественной и стала проблемой взаимоотношений писателя и государственных институтов. Это было тяжелое время советской литературы, время хвалебных од и победных реляций. Писатель в этих условиях должен был постоянно лавировать между совестью и властью… Влияние описанного времени, безусловно, ощущается и на произведениях, о которых мы ведем здесь речь.

 

Романы «Гезгмаша» и «Йилбазан оьмар» вместе составляют дилогию, хотя по-разному автором названы: в них затронуты и разрешаются одни и те же проблемы, через оба романа проходят и основные действующие лица. В дилогии Нунуевым раскрываются сложные жизненные коллизии, которые были порождены ошибочной политикой партии и правительства в области сельского хозяйства. Сюжет романов «Гезгамаша» и «Йилбазан оьмар» держится не только на разрешении так называемого «производственного» конфликта. В анализируемых романах С-Х. Нунуева дается широкая картина социальной и политической жизни республики, затрагиваются серьезные проблемы 80-90-х годов XX века. Параллельно с производственной сюжетной линией в романах получает свое развитие и линия, повествующая о любовных отношениях между Ибрагимом и Лайсой, молодой учительницей, которая одновременно с главным героем прибыла на работу в Хойбах и тоже жестоко столкнулась с представителями клана Гойтамировых. Стоит сказать, что конфликт, который лежит в основе дилогии С-Х. Нунуева, был традиционен для всей советской литературы: почти в каждом произведении читатель встречался с молодым героем, который, придя на производство (колхоз, фабрика, завод, учебное заведение и т.д.), вступал в «непримиримую» борьбу с теми, кто цеплялся за старые, устаревшие формы руководства, использовал в личных интересах свое служебное положение.

 

Новшество романов «Гезгмаша» и «Йилбазан оьмар» было в том, что в них писатель впервые затрагивает и разрешает такие специфические для Чеченско-Ингушской республики того времени вопросы, как сплошная безработица и связанное с нею отходничество большинства населения в Казахстан и центральные районы России, пагубная политика партии в вопросах родного языка и интеллигенции, прошлого чеченского народа. О селе в советское время писали многие чеченские писатели, но такого глубокого и всестороннего охвата действительности и ее проблем, как в произведениях С-Х. Нунуева, читатель не мог встретить в их произведениях.

 

Содержанием второй книги дилогии писатель, невольно подчиняясь правилам соцреализма, попытался показать, что попранная несправедливость может быть восстановлена, если в руководстве местной или вышестоящей власти окажутся честные и компетентные люди. Но дело было, конечно, совсем не в том (это хорошо осознавал и сам автор), хорош или плох тот или иной руководитель… Дело было в самой сути политической системы, при которой были возможны ситуации, описанные в анализируемых романах. Эти и подобные им ситуации могли исчезнуть только при замене существующей политической системы. Высказать подобное в то время было бы равносильно тому, как вынести самому себе смертный приговор. На примере художественной судьбы главного героя дилогии С-Х. Нунуев убедительно показал, что честному и принципиальному человеку в условиях советской действительности непросто было жить и преуспевать. Жизненный успех при советской действительности возможен был только полной потерей человеком своей индивидуальности, только присоединившись к пожирающему общество государству, к тем, кому оно поручало свои повседневные функции. Это было время, когда из памяти народа изымались целые пласты истории (например, празднование 200-летия со дня «вхождения» Чечни в состав России) и культуры, переделывались учебники по истории. Романы «Гезгамаша» и «Йилбазан оьмар» могут быть рассмотрены в контексте русской «деревенской» литературы 80-х годов ХХ в. Но в отличие от русских писателей – «деревенщиков», в основном сосредоточивших свое внимание на проблемах «уходящей», «вымирающей» деревни, С-Х. Нунуев остановил свое внимание на острых социальных и политических вопросах. Повествование – это не поверхностные наблюдения автора, а собственным опытом добытые и выстраданные знания жизни и людей. Многое в романах автора обусловлено опытом его работы в комсомоле и партии, изучено, как говорится, «изнутри».

 

Все творчество С-Х. Нунуева на сегодняшний день можно условно разделить на два этапа. Первый этап – это этап «чисто художественный». Он завершается романами «Гезгамаша» и «Йилбазан оьмар». К первому этапу должны быть отнесены и драматургические произведения автора. Второй этап – это «художественно-публицистический» или «художественно – исследовательский». К этому этапу могут быть отнесены все произведения С-Х. Нунуева, написанные после вышеназванных романов. В произведениях, которые мы относим ко второму этапу, писатель активно использует жанр, сочетающий в себе научную основу с элементами художественного изображения. Тяжело переживая события последних десятилетий, С-Х. Нунуев ищет ответы на волнующие его вопросы в прошлом чеченского народа и религии. Так появляются его книги: «Нахи, пророки, судьба» (1996), «Нахи и священная история» (1998), «Живительный дух Ислама» (2001), «Хадисы пророка. Мудрость исламского Востока и Кавказа» (2003) и др. В этих произведениях Нунуев затрагивает проблемы этнической истории нахов (Нахи- предки чеченцев – И.Г.). «Нахи, пророки, судьба» по жанру – роман-эссе. Объясняя причины, побудившие его написать это произведение, автор делится с читателем: «Данное эссе – мое душевное состояние, обостренное происходящим сегодня с нами безумием. И если кому-нибудь будет полезно осознать это безумие в контексте исторической судьбы нашего реликтового народа, я буду счастлив и в какой-то мере чист перед Всевышним».

 

Роман «Нахи, пророки, судьба» – произведение научно-художественное. Роман дает ответы на многие исторические, философские и религиозные вопросы, которые объясняют происходящие в наше время события. В предисловии к роману доктор филологических наук Ю. Айдаев пишет: «Талант писателя-исследователя не оставит равнодушным ни одного читателя, который сегодня в муках ищет ответы на многочисленные исторические, политические, философские проблемы, загнавшие вайнахов в некий идеологический тупик. Над этими проблемами размышляет не дилетант, оторвавшийся от реальной жизни. Автор повествует из гущи событий и страстей, хорошо зная свой многострадальный народ и хитросплетения сегодняшней политики». Ответственность памяти – сквозная тема романа «Нахи, пророки, судьба». Народ, не помнящий своего «родства», не интересующийся собственной историей, убежден автор, не может иметь будущего. Только оглядываясь назад, осмысливая свое прошлое, извлекая из него поучительные уроки, он способен развиваться, двигаться вперед и быть причастным к мировой гуманистической культуре.

 

Темы прошлого и религии находят свое продолжение и развитие и в таких произведениях С-Х. Нунуева как «Нахи и священная история», «Живительный дух Ислама», «Хадисы пророка. Мудрость исламского Востока и Кавказа» и др. Ведущая мысль перечисленных здесь произведений в том, что ислам не противостоит другим мировым религиям, а, наоборот, всегда искал и ищет с ними точки соприкосновения, понимания. Автор на ярких и убедительных примерах опровергает утверждения некоторых современных политиков и философов о том, что наступившее тысячелетие может стать тысячелетием межрелигиозных войн. В основе подлинного ислама, подчеркивает автор, лежит мир, высочайшая нравственность, направляющая человека по пути истины, созидания, добра и любви. Отмечая достоинства романа С-Х. Нунуева «Живительный дух ислама», народный писатель Узбекистана, Председатель Международного Сообщества Писательских Союзов Тимур Пулатов писал: «Книга Сайд-Хамзата Нунуева – отрада для каждого, кто ищет подлинное, возвышенное, божественное…» «Ислам – это мир» – так названа первая глава этой книги. И это название как нельзя лучше определяет её главное содержание.

 

В романе «Ноев Завет» (2008) С-Х. Нунуев, как и в предыдущих своих произведениях, размышляет над причинами трагических событий, которые систематически, как в прошлом, так и в настоящем, происходят на территории Чечни. В событиях прошлого автор находит немало живых, насущных проблем, непосредственно выходящих в нашу сегодняшнюю действительность. Писатель вскрывает пороки мирового масштаба, перешедшие из века ХХ-го в век текущий. Хаос, поселившийся в мире в ХХ в., отмечает автор, овладевает душами людей, и человек пребывает теперь «в точке …несовпадения с самим собою, в точке выхода его за пределы всего, что он есть – вещное бытие». В романе С-Х. Нунуев задумывается над такой проблемой, как человеческая совесть. Изучив многочисленные высказывания философов, богословов, ученых, писатель приходит к выводу: совесть не может быть воспитана в человеке, совесть дается ему Всевышним. Возрождение человека, общества, утверждает автор – это пробуждение совести. Совесть приближает человека к Богу. В «Ноевом Завете», произведении чрезвычайно сложном по составу, обилию и разнообразию источников, С-Х. Нунуев выступает как исследователь. Роман стал для его автора новой идейно-художественной высотой. Писатель хорошо понимает, как важны для человека резервы души, законы сохранения совести, без которых происходит амортизация души. Свою цель он видит в стремлении сохранить в читателе эти «резервы».

 

Каждое новое произведение С-Х. Нунуева – это всегда новый поворот его главной темы (прошлое и настоящее чеченского народа) в ее специфическом переосмыслении, хотя и связанный с другими ракурсами проблемы. Подтверждением сказанному здесь является роман «Дух и золото» (2004). В этом романе С-Х. Нунуев нарисовал удручающие картины глубокого кризиса, которым в 90-е годы ХХ века были поражены все сферы советского общества. Славословие, демагогия, бюрократизм, взяточничество, застой во всех сферах жизни – вот главные приметы времени, нашедшие свое отражение в романе. Определенное место в творчестве С-Х. Нунуева занимает и драматургия. Им на сегодняшний день написаны три пьесы, две из которых («Один лишь Бог…» и «Соседи») еще до распада СССР были поставлены на сцене Чеченского драматического театра и имели огромный успех у зрителя. Автор этих строк имел возможность присутствовать на премьере спектакля по пьесе «Один лишь Бог…» Увиденное на сцене глубоко потрясло зрителя. Всё это было знакомо, пережито зрителям старшего поколения. После спектакля зрители долго не покидали зал театра, на глазах у многих были слезы… Атмосферу пережитого чеченским народом времени ощущал и молодой зритель, который о чеченской трагедии знал только по книгам и рассказам представителей старшего поколения.

 

Жанр пьесы «Один лишь Бог…» может быть определен как драма, хотя ситуации в ней даны на высоком трагедийном накале. Драма названа очень удачно. В том суровом 1944 году чеченский народ оказался в ситуации, когда ему мог помочь лишь Всевышний. События чеченской трагедии автором в пьесе даются ретроспективно, в воспоминаниях старика Олхозура – очевидца В драме С-Х Нунуев умело и убедительно показывает, как в кабинетах высшей власти вызревала идея выселения чеченцев. Работая над пьесой «Один лишь Бог…», писатель проявил настоящее мужество: хотя в стране шла «перестройка» и была объявлена гласность, не обо всем разрешалось говорить и писать. Хотя времена сталинских репрессий ушли в прошлое, но порожденные ими социально-политические деформации все еще оставались в жизни чеченского общества. С картинами прошлого в драме чередуются и картины жизни нашего времени. В них автор затрагивает острые проблемы нового времени. Оценка ситуациям такого характера в пьесе дается через образы студентов – историков, которые встречаются в горах со стариком Олхозуром.

 

В основу комедии «Соседи» легли такие сатирические рассказы С.-Х. Нунуева, как «Синхаам», «Лулахой», «Хала цамгар», «Аптека чохь» и т.д. Как и спектакль по драме «Один лишь Бог…», спектакль по комедии «Соседи» имел огромный успех у зрителя. Не будет преувеличением, если сказать, что вышеназванные пьесы сделали имя писателя широко известным, обеспечили ему огромный успех на выборах в Верховные Советы ЧИАССР и РСФСР. Комедия «Соседи- 2» построена на материале современной жизни. Действие в ней происходит после первой военной кампании в Чечне. Может возникнуть вопрос: почему «Соседи- 2»? Так свою пьесу автор, вероятно, назвал потому, что в ней главную роль играет Сулба, известный по первой комедии… Еще недавно процветающая республика разорена, разграблена. Пустуют склады, организации… Люди, привыкшие в последнее время к легкой наживе, грабежам, не знают, чем теперь им заняться. Названная здесь «проблема» остро встает и перед главными персонажами комедии – Сулбой и Чхьочу.

 

Выход из создавшейся ситуации первым находит Чхьочу. Он предлагает Сулбе, поскольку теперь тащить и грабить нечего, объявить себя шейхом-предсказателем. В комедии автор создает острокомические картины повседневной и политической жизни послевоенной республики. Автор не придумывает смешные ситуации для своих персонажей, он замечает их в жизни. Эти ситуации несут в себе характерные приметы времени, типичности.

Большое место в творчестве С-Х. Нунуева занимает публицистика, которая лежит в основе многих его произведений последнего времени. Свое пристрастие к этому жанру писатель объясняет тем, что современное чеченское общество слабо информировано в вопросах прошлого, политики, философии, социологии и т.д. Публицистикой С-Х. Нунуев начал заниматься еще в студенческие годы, являясь активным сотрудником университетской малотиражки. Прошлое вайнахов… Эта тема стала отправным пунктом всей его публицистики. Кто мы, откуда мы и для чего сотворены? Можем ли мы быть особенными, не такими, как все? Счастливы ли мы, живя чужими мыслями, чужими поступками, чужим образом жизни, чужим разумом? – Вот основные вопросы, которые постоянно волнуют писателя и на которые он ищет ответы в прошлом и настоящем чеченского народа.

 

Особенно активной публицистика С-Х. Нунуева была в последнем десятилетии ХХ в., когда чеченский народ метался в поисках своего места в новых исторических реалиях. Писатель в это время выступил с рядом статей, в которых предостерегал народ от поспешных, неверных шагов в решении вопроса о своем суверенитете и форме государственности. В качестве примера можно привести такие его статьи, как «Не пора ли определяться?» и «В муках рождаемся или в муках умираем?» Статьи эти были встречены читателем с большим интересом, вызвали массу откликов.

 

Во время второй военной кампании С-Х. Нунуев, занимаясь конкретной политической работой, о которой было сказано в самом начале этой статьи, много внимания уделяет и публицистике. Это было обусловлено событиями, которые происходили в нашей республике. На страницах московских газет писатель гневно осуждает насилие военных над мирным населением республики, нежелание генералов типа Шаманова решать проблемы российско-чеченских отношений мирным путем. Публицистика Нунуева была направлена также и против тех, кто огульно, предвзято пытался очернить весь чеченский народ, утверждая, что дух бандитизма, терроризма и насилия заложен в самом характере народа. Античеченской истерией занимались не только политики, вроде Жириновского, Митрофанова, Рогозина, Полторанина и т.д., но и люди, имеющие отношение к самым гуманным профессиям: писатели, певцы, священники. Вот их имена: Розенбаум, Дибров, Жванецкий, М. Задорнов, О. Осетинский и т.д. Все они в публикациях С-Х. Нунуева получали достойные ответы, в которых развенчивалась их наглая ложь о «неисправимом» чеченском народе.

 

С-Х. Нунуеву исполнилось 60 лет… Это пора духовной и творческой зрелости. Впереди у писателя – та самая Главная книга, о которой мечтает каждый автор… А на сегодня С-Х. Нунуевым написано много и хорошо, что ставит его творчество в первый ряд наиболее значительных достижений чеченской литературы. У каждого народа встречается писатель, пронзительно выражающий сокровенную и часто болезненную суть национальной души… Именно таким писателем сегодня видится С-Х. Нунуев читателю, знакомому с его творчеством. И последнее. Произведения С-Х. Нунуева заслуживают того, чтобы о них свое слово сказали историки, философы и религиозные деятели Чеченской Республики.

 

Гилани Индербаев, доцент ЧГПИ




checheninfo.ru



Добавить комментарий

кюри хамзатович ибрагимов
кюри хамзатович ибрагимов от 20 января 2022 23:46
Прошло 10 лет, а комментариев нет. Трудно дать однозначную оценку бывшему комсомольскому и партийному работнику. Но на лицо - одно: С-Х. Нунуев - патриот своего многострадального чеченского народа, и этим объясняется всё. Сегодня, к его 70-летию, хочу отметить, что С-Х. Нунуев в яростной борьбе с "историками" от науки отстаивал истинную древнюю историю чеченского народа, стойко вынося на себе их оскорбления. Это очень многого стоит: - это как раз то, что Он будет благословенен от Аллаха, а будущие потомки-чеченцы золотыми буквами впишут его Имя в настоящую историю своего народа. 

профессор Ибрагимов Кюри Хамзатович

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

НОВОСТИ. Дайджест

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"